вторник, 29 августа 2017 г.

Солнечное затмение в Монреале

Montreals Olympic Stadium. Photograph: Design Pics Inc/Alamy Stock Photo

Привет, друзья!
Так получилось, что за день до моего двухгодичного юбилея канадских приключений, 21 августа 2017 года в Монреале состоялось эпохальное солнечное затмение. Шуму-то наделали, шумиху подняли – ого-го на весь мир, а смотреть, по правде, и не на что было. Какой-то чёрный диск увидела я через плёнку, да и всё. Но ажиотаж у публики в этот день был неслыханный, поэтому и решила написать этот пост для истории.
Огромные сборища толпы в этот день сконцентрировались в двух локациях – на поле университета Макгилла в центре города и перед планетарием Рио Тинто Алькан, который располагается в Олимпийском парке. Возле университета, собрались, большей частью, студенты и праздные зеваки даун-тауна, чтобы получить бесплатно специальные солнечные очки. Однако куда более грандиозная и разношёрстная толпа устремилась в этот день к Планетарию. Честно говоря, я в Канаде ещё такой длинной очереди не видела. Всё-таки как местный народ больше всего на свете любит зрелища и халяву. А если оба блага в одном флаконе – тогда держись! Наверно, они не только родину за что-то халявное могут продать, но и маму, и брата, и кого угодно.
Итак, солнечное затмение в этот день могли наблюдать жители США и Канады, правда, в США – в большей степени. В Монреале оно длилось с 13.21 по 15.50 и в своём апогее в 14 часов 38 минут достигло 58%. С учётом того, что в те часы над городом проплывали тучки, то особо никак это не было заметно. Однако ещё за долго до этого грандиозного зрелища в социальных сетях было объявлено о невиданном аукционе щедрости и о приглашении всех желающих в этот день посетить Планетарий совершенно бесплатно – с 13.00 до 16.00. Так вот желающих собралась тьма тьмущая. Я подошла к часу дня, и там уже было нереальное скопление народу, а люди всё продолжали стекаться. Такую очередь нужно было бы фотографировать из космоса. Или хотя бы с крыш – так было бы понятно, что она растягивается аж до конца улицы и загибается за угол. Причём некоторые люди, выходя из метро сразу же бежали присоединиться к хвосту очереди. Однако, к сожалению, им – то есть тем любителям астрономии, кто пришёл ещё позже меня, уже ничего не досталось, так наверно и ушли не солоно хлебавши, бедняги. Разве что так, потусили в очереди немного. Я же прошла к самому её основанию, чтобы проверить и понять – куда вообще стоять, где она начинается и где заканчивается? На самом деле их было много – одна очередь ко входу, и несколько  -  к пунктам раздачи очков. Народ то уходил, то приходил, в итоге эта длинная змея из людей несколько раз расформировывалась. В добавок к этому, периодически сотрудники планетария извещали народ информацией  «Очки закончились» и «Билетов на шоу на английском языке больше нет». И я уже тоже думала, что стою зазря – просто обидно было ехать домой ни с чем. Что ж, очков мне не досталось , зато мне удалось заполучить один из последних билетиков на последний сеанс шоу. А затмение я посмотрела через очки, одолженные у соседей по очереди.



Вообще, необходимо добавить здесь, что очередь – это национальное канадское хобби, развлечение или, может, даже вид спорта. Это, кроме шуток. Здесь формирование очередей поставлено на очень высокий уровень организации. Своего апогея, конечно, оно достигает в отделениях скорой помощи в больницах, но не будем о грустном. Во всех остальных  случаях канадцы тоже стремятся максимально эту очередь упорядочить. Самая простая очередь – это стихийный хвост из людей, ожидающих автобус. Был у меня забавный случай. Однажды зимой выхожу я из дому, чтобы ехать в универ. В двух шагах от моего билдинга располагается автобусная остановка. И вижу я, что толпа какая-то непривычно аномальная – больше, чем обычно, человек наверное под 30, и при том, что проходит минута за минутой, а ни одного автобуса из полагающихся остановке маршрутов – не приходит. Вот уже и время моего автобуса прошло, а его  всё нету. Но люди-то стоят. Вдруг встречный прохожий надвигается на меня (почему-то из всей толпы он выбрал меня) и говорит сакральную фразу: «Чего вы ждёте? Автобуса? Его не будет – перенесли на другую улицу». Я оборачиваюсь, чтобы посмотреть в сторону, куда он показывает, и вижу на столбе оранжевую табличку о том, что, мол, в такой-то день с такого-то по такое время остановка перенесена на другой перекрёсток (соседний). Я, прочитав это панно, разворачиваюсь на 180 градусов и направляюсь к новой остановке. За мною в недоумении почапали лишь несколько человек из толпы, но большинство так и остались стоять. Ждать у моря погоды. Я очень смеялась над ними! Как же надо не заметить подвоха и не прочитать оранжевой вывески?! Смешно и то, что я, так же, как и все – присоединилась к этой толпе дураков и ждала. Ну люди-то ждут. Подозрение у меня бы скорее вызвало отсутствие людей, т.к. на остановке всё время кто-то есть. Вот так, товарищи, и тупеешь здесь потихоньку вместе со всеми……
По счастью, полтора часа, потраченные на очередь в планетарий, не прошли зря, и я не пожалела об этом. И дело даже не в бесплатном билете. Дело в том, что в планетарии в этот день демонстрировали специальное шоу про солнечное затмение, подготовленное по этому поводу. В обычные дни по графику здесь показывают другие спекталки о космосе, а цены на билеты варьируются от 8 до 20 кад в зависимости от вашего социального статуса. Я располагаюсь в этой сетке где-то ближе к детям, поэтому мой студенческий тариф составит около 12 долларов.


 Planétarium Rio Tinto Alcan является частью огромного комплекса Espace pour la vie Montréal, в который входят Биодом, Инсектариум и Ботанический Сад. Биодом – это яркий пример того, как можно использовать сооружения после Олимпийских игр, в частности – стадион. Как известно, в 1976 году в Монреале прошли XXI Летние Олимпийские игры. Судя по всему, выбор этого канадского относительно нейтрального города был обусловлен накалённой обстановкой в мире в связи с Холодной войной и политическими колебаниями оргкомитета, желавшего проскочить между струйками, не отдав свои голоса ни в пользу американского Лос-Анджелеса, ни в сторону советской Москвы. Впрочем, СССР это не помешало занять первое место с очень значительным отрывом от всех. Кстати,  следующие, исторические XXII игры, как известно, состоялись в Москве, не смотря на все политические трения и бойкоты. И там наши, само собой, тоже победили. Чего нельзя было сказать о стране, принявшей Игры 1976 года - тогда Канада не вошла даже в первую десятку, что, впрочем, меня теперь не удивляет, как человека, пожившего уже здесь и знающего, что это за страна и какие здесь люди.  Так, получилось, что Канада – единственная в истории хозяйка игр, не выигравшая ни одной золотой медали. И этот свой уникальный «рекорд» или как уж его назвать – не знаю, она подтвердила второй раз на Зимних Олимпийских играх 1988 года в Калгари.  Зато в 1976-м году в Монреале канадцы переплюнули всех по дороговизне организации игр и долгие годы удерживали первенство. Тот случай, когда, подсчитав, прослезились: итоговая стоимость мероприятия превысила первоначальную смету в 13 раз, создав огромный долг, который город выплачивал на протяжение 30 последующих лет, вплоть до 2006 года. Парадоксально, но вместо позитивного эффекта на имидж города и его социально-экономическое развитие, последствия были чуть ли ни прямо противоположные, т.к. город захлестнула волна коррупционных скандалов, связанных с махинациями, которые вскрылись после проведения Олимпиады.
Что ж,  сегодня всё это является частью истории, а на месте бывшей Олимпийской деревушки можно посетить новые достопримечательности города, в частности, Планетарий, который распахнул свои двери для монреальцев и гостей города совсем недавно – в 2013 году. Этот проект, само собой, тоже вылился в совершенно немаленькую сумму, а именно – в 48 миллионов канадских долларов, которые пошли из государственных бюджетов (муниципального, провинциального и федерального). В свою очередь, 3,8 миллиона с барского плеча выделила компания Rio Tinto Alcan, что составило ни много – ни мало, а что-то около 8% от общей стоимости, тем не менее, планетарий сегодня носит его имя. Rio Tinto Alcan – это промышленный концерн, крупнейший в Канаде и в мире производитель алюминия, один из крупных налогоплательщиков и работодателей Квебека. Кстати, вторым в мире производителем этого металла является российская компания «РусАл».
Внутри планетария  сооружено несколько залов для наглядной демонстрации всего, что связано с астрономией. В частности, в тот день я побывала в Théâtre de la Voie lactée[1]. Зал находится под шарообразным куполом, на котором транслируются картинки звёздного неба или космоса, кресла же расположены таким образом, чтобы можно было в них сидеть, полулёжа, глядя на потолок, где всё и происходит. Очень, скажу я вам, необычно, и вызывает ощущения полёта. Осторожно, может закружиться голова.
Вот так прошёл для меня тот день солнечного затмения в Монреале. Вообще, это явление не такое, чтобы совсем редкое – случается несколько раз в десятилетие, правда, не на всей одновременно планете его можно наблюдать. За свою сознательную жизнь я помню ещё одно затмение – и оно было более впечатляющим. Почти полное солнечное затмение в Одессе 11 августа 1999 года. В тот день мы пошли с подружкой на море, и смотрели на солнце сквозь задымлённое стекло. Правда, затмение было видно и так. Потому, как в один момент вдруг потемнело и похолодало, и на пляже это было особенно заметно.
Если вы вдруг пропустили это грандиозное событие – не беда, совсем скоро, а именно 8 апреля 2024 года Квебеку повезёт ещё больше – на юге провинции, в том числе в Монреале, можно будет наблюдать почти полное солнечное затмение. Если, конечно, повезёт с погодой, и не пойдёт дождь.
На этом прощаюсь, на носу 1 сентября, скоро в школу, и надо готовиться к этому событию. Следите за обновлениями и до новых встреч! Те, кто читает мой блог регулярно – будут знать всё о Монреале, Квебеке и Канаде. Ну, или почти всё J

***



P.S.
Вы не поверите, какая революция произошла в сфере телекоммуникаций в Канаде на днях. Ну, если не революция, то огромный прорыв. Обо всё по порядку.
 Два года назад по приезду я подключилась к тарифному плану Chatr за 25 долларов в месяц. Выбор мой был обусловлен минимальной ценой. Но оказалось, что способов оплаты не так, чтобы много. Либо заплатить в одном из фирменных магазинов (которых всего было на тот момент то ли два, то ли три на весь город), либо создать свой аккаунт у них на сайте, вбить данные своей кредитной карты и инициировать так называемый автоматический платёж (ежемесячное снятие в определённом размере). Я попыталась создать свой аккаунт, но это начинание не увенчалось успехом. Несколько раз система подвисала в самом начале, потом в середине процесса, а в какой-то момент сайт отказался меня регистрировать под предлогом, мол, такой номер уже закреплён за пользователем. Таким образом, мой номер остался у них где-то там закреплён, с одной стороны. С другой стороны, своего аккаунта на сайте у меня как не было, так и не появилось, т.к. моя регистрация не была завершена. Словом, обычное дело – канадские чудо-сайты. Здесь таких, чтоб вы знали, немало. По идее мне бы надо было то ли им позвонить, то ли пойти разобраться на месте. Поначалу у меня просто не было времени на это, потом - настроения, а потом я просто не захотела, потому что они меня нервируют своим поведением и отношением, от чего я испытываю стресс. Если они не знают элементарных вещей, как бы они мне помогли решить мою проблему глюка в системе? Я сомневаюсь. Помню, они мне набрехали, что мой телефон не будет работать в Америке и даже не сможет принять звонки, поэтому срочно нужно переходить на другой тарифный пакет. На самом деле в Штаты из Канады мне приходили звонки, другой вопрос, что я не снимала трубку, чтобы мне потом следом мне не пришёл счёт с тремя нулями. Но зачем же было нести чепуху о невозможности связи в рамках данного плана? И эти люди работают в самом центре города, в одном из крупных магазинов, чтоб вы понимали. И в этот магазин к этим сотрудникам мне приходилось заходить каждый месяц на протяжение двух лет с целью элементарно пополнить счёт на телефоне в связи с тем, что второй и последний способ оплаты (автоматическое снятие) был для меня не доступен. Иногда я забывала или не имела возможности сходить туда вовремя, до закрытия торгового центра – в этом случае мне отключали связь.
Так вот. Начиная с этого месяца с ними покончено, думаю, навсегда. Теперь – ЭВРИКА! Пополнить счёт можно в различных коммерческих точках, которые находятся везде и работают всегда, в частности, в сети аптек Jean Coutu. Вот до чего техника дошла! Правда, это не карточки, к которым я привыкла в Украине – затянутые в плёнку и с номером счёта под стирающимся покрытием. Карточки, которые выпустил chatr - это просто реклама с информацией, как пополнить счёт на двух языках. Сам код находится на чеке, который выдают вам при оплате. Что ж, и на том спасибо. 2017-ый год. В Украине, в отсталой стране, эти карточки в начале нулевых уже существовали и продавались абсолютно везде. А спустя время и в них отпала необходимость, потому что пополнить счёт по номеру телефона стало проще простого даже без он-лайн банкинга своего банка, а элементарно через Интернет-платежи.  Но Канада – передовая страна в сфере коммуникаций, именно здесь находится компания-пионер, а именно - BELL, с которой всё началось энное количество десятилетий назад. Невольно вспоминаю слова одного своего знакомого из Молдавии: «Приезжаю я из Кишинёва в Монреаль, и повсюду вижу рекламу и листовки «Связь 2-G». И я такой удивлённый у знакомых спрашиваю: «А что это такое, два джи?». «Как что? Это у нас новая связь, продвинутая типа». «Так у нас в Молдове сейчас 4G рекламируют».... Welcome to Canada!


[1] Театр млечного пути (фр.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий