среда, 31 мая 2017 г.

Получение квебекских водительских прав

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.
Илья Ильф, Евгений Петров, "Золотой теленок"

SAAQ, Монреаль, бульвар Henri Bourassa

Здравствуйте, мои дорогие постоянные читатели, а так же все, кто случайно впервые забрёл на мой блог. Новичкам – милости просим, как говорится, а перед «старичками» - теми, кто меня читает регулярно, даже хочется  извиниться – столько недель тишины к ряду. Это совсем никуда не годится! Если в моих соцсетях затишье – это может обозначать две вещи – либо и в самом деле ничего особенного не происходит, или, наоборот, слишком много всего – что аж и руки не доходят, ни писать, ни даже фото выкладывать. В данном случае, скорее всего, второй вариант. Ведь, как и в прошлом году, – у меня мега-интенсивный летний триместр, я вся завалена книгами и тетрадками, не говоря уже обо всех остальных делах и эмигрантских буднях – поэтому, сорри, было совсем не до блога.
Что ж, из-за высокой плотности событий жизни эмигранта первых лет, мой блог получается с неким ретроспективным подходом – о некоторых происшествиях пишу с большим, а порой, с очень большим опозданием. Вот, спустя несколько месяцев, наконец-то выкладываю отчёт о своей эпопее с водительскими правами. Впрочем, кажется, это хроническая «болезнь» блоггеров-эмигрантов-любителей.
Скажу сразу, что впечатления о процессе получения водительских прав в Квебеке от самого начала до самого конца у меня остались самые позитивные, несмотря на все мои мучения, которые, впрочем, никак не связаны ни с какими третьими лицами, а только лишь являются следствием моих личных качеств, то есть носят исключительно субъективный характер.
Да, начать, пожалуй, стоит с того, что, как оказалось, я – человек слишком умный для такого пустякового дела, как вождение автомобиля. Я, быть может, родилась лет на 100 раньше, чем надо, и принадлежу к тому поколению людей, которое уже забыло об управлении автомобилей вручную – ведь подобную работу выполняют автоводители. Всё, что нужно для того, чтобы перемещаться на машине - умение нажать на кнопку «Пуск».
Шутки шутками, а в этом умозаключении и в самом деле что-то есть. Об этом пишут британские учёные и говорят инструктора по вождению: чем человек, будем так говорить, умнее, образованнее и чувствительнее в эмоциональном плане – тем больше у него проблем и барьеров, связанных с вождением авто.
                Знаете, можно сказать, я впервые столкнулась с этим аспектом жизни – а именно, со страхом быть за рулём и вытекающими последствиями. Ведь в современном мире так распространён культ автомобиля как среди мужчин, так и среди женщин. Как это здорово – рулить, перемещаться, куда-то ехать, быть на колёсах! Интересно обсуждать в кругу друзей и знакомых новинки автопрома, а также свои автомобильные приключения, проблемы с СТО, цены на бензин и т.д. и т.п.
                И вот, на энном году жизни, в Канаде я вдруг узнала, что существует ещё и вторая сторона медали, некий параллельный мир, где живут люди, для которых вождение авто – вовсе не fun, plaisir и удовольствие, а самый настоящий стресс. И что характерно, нас, таких вот чудаков, не так уж и мало, просто в отличие от автолюбителей, с которыми только и разговоров – что об автомобильных делах, мы стесняемся обсуждать свои специфические взаимоотношения с железным конём и делиться своим опытом.
                Лишь когда я стала делиться своими впечатлениями с друзьями и знакомыми, вдруг оказалось, что не только у меня одной такие проблемы, в частности – страх руля и дороги, либо неловкость в выполнении простейших манипуляций при вождении. В конце концов, ведь да – мы живём в эпоху автоматической коробки передач. Что может быть проще? А точнее, мы живём в Северной Америке, где процентов девяносто людей, пожалуй, давно забыли о существовании переключателя скоростей.
                Вот к примеру, мои одесско-французские, и, надеюсь, в будущем квебекские друзья – одноклассница с мужем. Вдруг оказалось, что в паре сразу оба – не только девушка, но и парень – совершенные профаны в автовождении. При этом глупыми людьми их уж никак не назовёшь – оба инженеры-технари. Да, оказылось, на свете существуют мужчины, которые не с первого раза сдают экзамен, а с третьего, как, к примеру, я, ваша покорная слуга. Что ж, обо всём по порядку.
Мой процесс получения квебекских водительских прав состоял из следующих этапов:
1.       Теоретическая подготовка по книге и по тестам на сайте SAAQ.
2.       Первое рандеву в SAAQ, открытие досье.
3.       Сдача теоретической части (три попытки).
4.       Практические занятия с инструктором.
5.       Сдача практической части экзамена (три попытки).

Что принципиально отличает канадскую систему от нашей - то, что SAAQ, он же Société de l'assurance automobile du Québec (не путать с SAQ - Société des alcools du Québec) не имеет никакого отношения к полиции. И это, на мой взгляд, правильно. Конечно, полиция в Канаде, как и везде, контролирует порядок, в том числе, и на дорогах. Вместе с тем к выдаче водительских прав и администрированию данного процесса они не причастны.

ТЕОРЕТИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

От самого начала до самого конца мой процесс получения квебекских прав (а, точнее, обмена украинских на квебекские) занял больше года. У кого-то он растягивается на несколько лет – зачастую для тех, кто не запасся действенными правами в своей стране исхода. Но у «нормальных» людей – под которыми я подразумеваю не чайников, как я – а опытных автомобилистов -  этот процесс проходит гладко и быстро в течение пары месяцев.
Началась история с того, что, как только я получила возможность записаться в районную библиотеку, я отправилась туда, чтобы одолжить там необходимую для подготовки к экзамену литературу.  Как я уже писала в отдельном посте Монреальские библиотеки - рай для книгофилов для получения читательской карты достаточно обосноваться на постоянном месте жительства, а также иметь подтверждение в виде официального письма, на котором указан ваш адрес. Официальное – это значит от какой-либо солидной инстанции, письмо от бабушки из Житомира, скорее всего, не подойдёт. Список литературы вот:
1.       Guide de la route
2.       Conduire un véhicule de promenade
Стоит заметить, что эти книги довольно востребованы, поэтому вероятность того, что вам их выдадут сразу – невелика. Скорее всего, придётся подождать пару дней или недель. Впрочем, всё зависит от конкретного случая и библиотеки. Я живу в районе Плато Мон-Руаяль, и мне кажется, здесь очень много читателей, которые хотят дорваться поскорей своими загребущими руками глазами до книг. Возможно, в библиотеке вашего района книгоманов меньше, и сроки ожидания популярных книг и пособий, соответственно, меньше. Но можно вообще не заморачиваться с библиотекой, а купить эти пособия в любом магазине или он-лайн. Однако это минус пятьдесят долларов из вашего не очень мощного ньюкамерского эмигрантского бюджета. К тому же, как правило, такая литература – явно не то, что вы будете перечитывать снова и снова из года в год, поэтому, на мой взгляд, оно того не стоит. Лучше всё-таки одолжить в библиотеке бесплатно, или у друзей и знакомых, если есть такая возможность. Вместе с тем, есть люди, которые пошли на теоретический экзамен и даже успешно его сдали, не прочитав ни одной страницы местных ПДД. Можно и так, но я бы вам не советовала. Одно дело сдать экзамен – а другое дело водить и отвечать за свою безопасность, своих близких, а также других участников движения. К тому же, есть и финансовая сторона вопроса. Такая, казалось бы, мелкая оплошность как парковка в неположенном месте в неположенное время может стоить вам очень дорого. Так что нужно быть в курсе все этих нюансов и местных особенностей ради вашего же блага.
Отмечу, что и в самом деле между украинскими ПДД, к примеру, и канадскими существуют существенные различия, и их важно знать. К примеру, новым для вас станет мигающий зелёный (свободный поворот налево), и самое главное – повсеместные стопы, которыми регулируются перекрёстки. Нужно знать, что это за звери и с чем их едят? В целом же, конечно, для человека который водил автомобиль в своей стране или хотя бы сдавал на водительские права, конечно же, принципиально новых открытий не будет. Соответственно, часть знаков будет вам либо знакома, либо понятна, исходя из логики здравого смысла.
Вместе с тем, в подготовке мне больше помогла не книга, а тесты, которые предлагаются на сайте SAAQ - вот здесь https://testdeconnaissances.saaq.gouv.qc.ca/ Я бы сказала, что процентов 80% из них – это те, что дают на настоящем экзамене. Впрочем, как человек, который сдавал несколько раз, скажу вам, что они дают и те вопросы, которых не существует в тренировочной версии на сайте. Вот на них-то я и проваливалась.
Вторым шагом на пути к правам стал звонок в SAAQ. Запись на рандеву – только по телефону. Вам придётся немного повисеть на автоответчике, затем оператор задаст вам пару стандартных вопросов и предложит ближайший свободный день и время. В моём случае это получилось около шести недель. Наверно зависит от сезона, т.к. я позвонила в период, когда надвигались новогодние праздники. Так что имейте это в виду, я бы рекомендовала вам записываться на рандеву сразу по приезду без промедлений. Это важно, так как с правами вашей страны исхода мы можете кататься по Квебеку свободно в течение первых 6  месяцев после лендинга, а потом – нет. Поэтому в течение этого периода желательно успеть получить местные права.
На рандеву я пришла с необходимыми документами (список вам назовёт оператор), и, конечно же, с украинскими правами. Вопрос: нужен ли перевод? Это зависит. Я получала свои права в далёком 2008-м году, но уже по новому, якобы международному образцу. Помимо украинского текста, ещё имеется английский вариант, за исключением пары фраз (к примеру, ремарка о том, что за рулём я должна быть в окулярах или контактных линзах). Таким образом, если вы, как и я, - счастливчик, обладающий такими вот англоязычными правами – это даёт вам возможность сэкономить долларов 15 на переводе. Впрочем, по поводу перевода я ничего не знаю – требуется ли им перевод местного переводчика, или подойдёт из страны исхода? Нужно уточнять эту информацию непосредственно в SAAQ. Отмечу, что не все права могут быть «обменяны»: такая упрощённая процедура обмена распространяется на водителей, или, точнее, на права с определённым стажем. Эту информацию также нужно уточнять непосредственно в SAAQ, чтобы не попасть впросак. Ваши украинское/российское/молдавское или другое водительское удостоверение, конечно же, никто не забирает себе на память, а возвращают вам сразу же на месте.
В чём прелесть процесса – какие-либо медицинские обследования, проверки на пути к получению водительских прав в Канаде отсутствуют напрочь. Весь медицинский осмотр заключается в том, что вам сотрудник SAAQ тут же на месте показывает какие-то буквы на небольшом расстоянии, пока вы стоите за специально проведённой чертой. Однако вам дают на подпись бумаги, в которых вы должны крестиком или галочкой отметить утверждения, которые вас касаются. То есть добровольно выявить болячки и зависимости по типу эпилепсии или алкоголизма. Перечень вполне длинный, вместе с тем, я отметила только одну галочку, которая идёт среди первых пунктов – касательно зрения. Таким образом, всё остаётся на вашей совести и в вашей ответственности. Если вы исказили информацию или скрыли что-то – могут быть серьёзные негативные последствия для вас же. Фотографируют тоже прямо на месте. Удобно, что есть зеркало на обратной стороне специальной стенки, можно причесаться. Губы подводить необязательно – фото получается чёрно-белым. Эта информация была сейчас для девочек J
После быстрого рандеву вам будет сразу предложено пройти в зал, где проходит теоретический экзамен. Правда, скорее всего, придётся подождать в очереди. Теорию все разы я сдавала в SAAQ, что на бульваре Henri Bourassa. Мне показалось, что он самый многолюдный. Ну и толпа там собирается – охраннику только и успевай рассортировывать народ. Эти – направо, эти – налево. Этих – в очередь, эти – в очередь ожидания очереди. Упорядочивают здесь, как обычно: при входе вручают талончик с номером, который впоследствии высвечивается на табло. Как я уже писала, если не ошибаюсь, в самом-самом начале блога, очередь в Канаде – это совсем не то, что очередь в Союзе, в частности, в Украине. Здесь у нас все очереди, во-первых, упорядочены, во-вторых, как правило, быстро продвигаются, в третьих, есть как минимум стулья и туалеты, а иногда даже бесплатная вода.  Зачастую имеются платные кофе и еда – в автоматах. Так что в такой очереди иной раз приятно и подождать: подумать, людей поразглядывать или просто покопаться в телефоне, как это сейчас модно. Вместе с тем, все разы в этом SAAQ у меня были какие-то мучительные – почему-то очень долго приходилось ждать, то час, то полтора от одной стойки к другой, теребя талончик в руке. Мой вам совет, если вас направляют в этот филиал – записывайтесь как можно раньше на утро, чтобы иметь время в запасе. Я знаю случаи, когда люди, записанные после обеда, просто не успели попасть на экзамен, или же им осталось очень мало времени для сдачи.
Первое рандеву я даже не считаю экзаменом, потому что так получилось, что у меня на работе было две ночные смены подряд – первые в моей жизни. Я заменяла ночного координатора, который ушёл в отпуск. Своё состояние я бы охарактеризовала как пограничное между сном и бодрствованием, хотя, скорее, я бы сказала, сон наяву.  Поэтому я планировала просто зарегистрировать досье, а на экзамен прийти как-нибудь потом. Но по ходу дела я решила попробовать и его, чтобы хотя бы посмотреть, как это происходит. Я посмотрела в прямом смысле этого слова, ибо вникнуть у меня не было никаких сил: картинки я различала, но мозг решительно не хотел понимать, что обозначают эти иностранные буквы в вопросах? Я даже пробовала переключать язык на английский, но с ним была та же история. Поэтому в тот день я не сдала ни одну часть. Но этот раз я даже не считаю попыткой, потому что я была вовсе не в том состоянии, чтобы сдать что-либо. Думаю, если бы мне предложили экзамен по арифметике для третьего класса – я бы и его провалила в тот день. По результатам рандеву через пару дней в почтовый ящик вам приходит пластиковая карточка – ещё не права, но такое себе удостоверение экзаменующегося в SAAQ.
Что важно, существует минимальный срок между попытками сдачи как теории, так и практики. Да, это может быть неудобно для вас, как для человека, которому нужны права поскорей. Вместе с тем, это резонно. Считается, что месяц, а точнее, 28 дней провалившийся будет усердно учиться и готовиться к следующей попытке сдачи. Так что, пожалуй, мои многочисленные пересдачи, как теории, так и практики – и есть основная причина того, что процесс растянулся на год с хвостиком.
Вместе с тем, надо признать, что теоретический экзамен по вождению в Канаде намного проще, чем в Украине. В общем-то, его можно без проблем сдать и с первой попытки. Плюсов как минимум два. Во-первых, количество допустимых ошибок довольно большое, в то время как в мою бытность в Украине допускалось только две ошибки. Во-вторых, экзамен состоит из трёх частей, поэтому в случае провала – сдаёшь не весь экзамен целиком, а только ту часть, которую провалил. Три части экзамена называются соответственно:  Réglementation, Signalisation routière, Conduite et sécurité sur la route[1]. Первая и вторая части состоят из 16 вопросов каждая, разрешается допустить 4 ошибки. В третьей части – 32 вопроса, и не более 8 ошибок. В-третьих, ограничений во времени нет, во всяком случае, мне ни разу никто ничего не сказал на этот счёт. Сидишь себе, втыкаешь в экран, сколько нужно. Поскольку есть вопросы с подковырками, то на них я не спешила, а старалась подольше посидеть, вникнуть, исключить заведомо неправильные варианты, чтобы найти единственно верный. Первый экзамен мне показался долгим – я просидела наверно часа полтора. Вторые два раза, конечно, были быстрыми, т.к. я сдавала только одну короткую часть.
 Мне показалось, что самая сложная, это последняя часть, вместе с тем самой гнусной для меня оказалась первая. Именно её я и сдавала три раза, что обидно – мне попались во второй раз те же вопросы, что и в первый, но я по глупости не запомнила на них правильные ответы и попалась второй раз на том же самом. Две другие части я сдала даже с запасом, всё-таки количество допустимых ошибок, на мой взгляд, просто зашкаливает! А вот моя кузина сдала с первого раза даже не читая Code de la route. Просто на элементарной логике. И такое бывает. Думаю, отчасти зависит от выпавших на вашу долю вопросов. Знаю людей, которым все вопросы попались те, которые были в тренажёре на сайте. Конечно, лучше с первого раза сдавать, ибо дополнительная сдача экзамена – это трата времени и денег. Одно дело, если вы вообще ничем не заняты, что маловероятно. А, если, напротив, вы весь в учёбе, в работе или в детях, то дополнительная вылазка в SAAQ становится обременительной.  Сам же экзамен стоит не так, чтобы дорого: 11 канадских долларов с копейками. Хотя и эти деньги можно потратить с большей пользой. На ящичек пива как вариант.
Кстати, а вот и сами тарифы на услуги SAAQ, кому интересно.
Таким образом, весной 2016-ого я одолела с горем пополам теорию и получила permis dapprenti, или же ученические права. Они дают право ездить за рулём при условии, что рядом находится человек, у которого есть «взрослые», обычные права сроком не менее 2-х лет. При этом вы можете выбрать один из вариантов – либо ограничиться справкой на листике бумаги (около 8 кад), либо получить пластиковые права, заплатив ещё 50 баксов сверху. Я была так рада этому документу, что, конечно же, предпочла второй вариант. Тем более, что эта карта является полезной в качестве удостоверения личности, к тому же, на ней указан ваш адрес. Студенческий билет, к примеру, такой силы не имеет. Даже на почте. По новым правилам.  Силу удостоверения личности в Квебеке имеют 2 документа: карта Малади и водительские права. Паспорт и карта резидента – конечно же, тоже, но, по сути в пределах Канады в них нет необходимости, лучше придержать их только для заграницы.

SAAQ г. Лонгёй

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
После сдачи теории и получении вышеупомянутого документа я смогла перейти ко второму этапу – к практике. Скажу, что учёба вождению в Монреале, а, точнее, в городе Лонгёй (где проходила большая часть занятий) для меня был настоящий fun и plaisir, что стало возможным благодаря замечательному инструктору, с которым мне посчастливилось встретиться на просторах нашей новой родины. Вот его координаты:
Инструктор по вождению в г. Монреаль, ИЛЬЯ – 514-266-9450
Мне его порекомендовала моя кузина, в то же время, этого специалиста в Монреале все знают, и положительных отзывов об Илье и его школе в Интернете предостаточно.
С Ильёй мы прошли от состояния моего полного ступора и страха перед дорогой, совершенного дискомфорта, стресса за рулём через состояния «ой, я, кажется, могу водить машину» до конечного пункта «я сдала экзамен по вождению!».
В регионе Grand Montréal находится несколько филиалов SAAQ, и по каждому есть своя статистика. В Лонгёе она повыше, чем, скажем, в Дорвале или на Henri Bourassa, и в прошлом году составила в среднем около 75% успешных попыток. Да и учиться лучше в Лонгёе. Тишина, спокойствие, красотень. Помню, как видела парусник, который будто проплывает по земле – а на самом деле он плыл по реке Сен-Лоран.  Биосфера вдали виднеется, парк Жан-Драпо, мост Жак Картье. Летом всё такое зелёное, красивое, на узких улицах – ни души, разве что под колёса то и дело бросаются сурки или белки. Изредка встречаются жирные домашние коты, лениво переходящие дорогу в неположенном месте. Словом, спустя десять месяцев Монреаль предстал мне в новом свете – в немного ином ракурсе. Из-за руля автомобиля он выглядел для меня не так, как прежде - со стороны пешехода или пассажира автобуса. Так прошло целое лето – мы покоряли улицы Лонгёя, на которых мне предстоял экзамен, изучая все стопы и дабл-стопы, автобусные линии, зоны ограниченной скорости и т.д. Осенью был перерыв, затем перед самыми праздниками я безуспешно попыталась сдать экзамен в первый раз.
Обращаю ваше внимание, на то, что SAAQ не предоставляет машины в аренду. Не царское это дело. Позаботиться об автомобиле – задача непосредственно клиента, того, кто сдаёт экзамен. Лично я сдавала на автомобиле своего инструктора – на той же машине, на которой училась водить. Это удобно – чтобы не чувствовать себя дискомфортно и не стрессовать лишний раз на незнакомом авто. Практический экзамен длится всего 25-30 минут и в зависимости от вашего психологического состояния и вашего взаимоотношения с автомобилем, кажется либо очень коротким, либо, напротив, очень длинным. Большая часть экзаменаторов – женщины, но есть и мужчины. При каждой новой попытке вам дают нового экзаменатора. Дважды меня экзаменовали женщины, и только на третий, удачный раз – дали мужчину, наконец-то. Как знать, был бы мужчина в первый раз, может, всё сложилось бы иначе. Впрочем, с моим водительским «талантом» я и не рассчитывала сдать с первого раза – даже несмотря на значительное количество наезженных часов (более 50).
Эта поездка была совершенно ужасной: почти всё, что только могло случиться – случилось, разве что, слава богу, никто не пострадал. Кроме мелких оплошностей, которые, я, может, даже и не заметила, было три крупных события. В начале экзамена на тихих кварталах всё было нормально, но во второй половине экзекуции что-то пошло не так. Началось всё с того, что я почему-то повернула направо не в свою полосу, а потом зачем-то быстро перестроилась, не включив при этом сигнал поворота. Скажу вам, ребята, внимательно. Это очень грубая ошибка, можно сказать, провал экзамена. Экзаменатор сделала мне замечание сразу, упомянув, что я потеряла очень много баллов. Я, и без того вся на нервах, вообще полностью деморализовалась, и дальше мне ехать уже совсем не хотелось. Мы поехали обратно на стоянку в SAAQ. Там при повороте налево, мне солнце светило прямо в глаза, и пешехода я не видела в упор. Он вообще выскочил, откуда ни возьмись, как чёрт из табакерки! Мадам нажала на тормоз, чтобы спасти этого неблагоразумного человека, которому зачем-то надо было переходить именно этот перекрёсток именно в этот момент времени. Ну, и после этого мне захотелось закончить всё поскорее, вообще выйти из машины. Далее был стоп, на котором я не остановилась, и, как следствие, чуть не въехала в белый джип, за рулём которого была пожилая дама, которая энергично замахала руками, выказывая своё бурное недовольство. Экзаменатор второй раз нажала на тормоз и сказала мне, что мол, мадам, так ездить никуда не годится! Так мы добрались до стоянки, и, что самое удивительное, я сумела хорошо припарковаться. Однако правильная парковка – было единственное, чем я осталась довольна и могла похвастаться в тот день. Все остальные элементы моего вождения, в самом деле никуда не годились. Мадам расписала мне на листике мои ошибки, на этом сеанс закончился.
Второй экзамен был на порядок лучше: не было пешеходов или других автомобилистов, которых я бы попыталась задеть. Вместе с тем были другие ошибки «по мелочи», и главное – на этот раз не удалось нормально запарковаться в самом конце. Мадам нажала на тормоз, в противном случае, я бы стукнула машину, которая находилась справа от меня. Вообще, я поняла, что, если экзаменатор в какой-то момент нажимает на тормоз – это обозначает провал. Значит, вы совершаете какое-то нелепое действие, за которое теряете большое количество баллов.  Кроме этой существенной ошибки на парковке, вторым очень грубым моментом была моя медленная езда. Как сказала мадам: «Чтобы преуспеть в экзамене, нужно ездить с максимально разрешённой скоростью в каждый отрезок пути». Это значит, что если написано 50 – нужно ехать 50, а если написано 30 – нужно ехать 30, а не 20-25. Короче, если вы такой же тормоз, тормоз перестройки, как и я – квебекских прав вам не видать как собственных ушей.
«Бог любит троицу» – мне это напомнила девушка, которая сдавала передо мной на этой же машине в тот раз. Для неё это была третья попытка, и мне она так и сказала: «Вот я третий раз пришла – и  так себя уверенно уже чувствовала. Ну, как будто я с опытом. Именно с опытом сдачи экзамена. Почти не нервничала». И надо признаться, мне эти слова как-то помогли, мотивировали. Ибо, скажу я вам, настроение у меня было ни к чёрту после второго провала. Я даже заплакала. В какой-то момент мне показалось, что я наверно вообще никогда не сдам этот экзамен, и что я вообще больше не хочу ни видеть этот руль, ни эту машину, и что мне вообще это не надо, и зачем это всё?! Да, я была очень расстроена. Но потом взяла себя в руки и записалась на следующий экзамен через месяц.
Третья попытка стала для меня последней и удачной. На экзамене оценивают два аспекта вождения, но я не запомнила, как они называются. По одной части у меня было 79 баллов, а по другой – 86, соответственно из 100 возможных. Проходной минимум составляет 75 баллов. Экзаменатором на этот раз был молодой мужчина, который приятно побеседовал со мной в самом начале поездки на тему, откуда я и что делаю в Монреале. В самом конце на парковке, можно сказать, повезло – я припарковалась аккурат вплотную к бордюру, просто вот миллиметр от него. Но как сказал Илья:  «Главное, что ты вписалась, а остальное неважно». Я была очень счастлива своему подвигу как никогда! Кажется, я чувствовала себя как Шумахер, который выиграл гран-при. Получив заветный талончик с направлением в окошко, я вприпрыжку направилась  в SAAQ оплачивать свои долгожданные права. Стоимость – 82 кад. Что характерно, и отличает местную систему от украинской – эту плату нужно вносить ежегодно в день  своего рождения, причём независимо от того, есть у тебя машина или нет, ездишь ты за рулём или вообще забыл, как он выглядит.
Вот так я стала счастливым обладателем ещё одного нового и важного в Канаде документа. Это что касается так называемого «обмена» прав. Какова процедура в том случае, если вы не запаслись водительскими правами в своей стране исхода – я точно не знаю. Знаю одно, что это очень долго и дорого. Здесь есть курсы, но подходы и методы очень сильно отличаются от наших. Двух-трёхмесячных курсов по типу несколько недель теории, несколько практики, и вуаля – пошёл сдал и получил права – здесь так не работает, увы. Курсы вождения в Канаде растянуты на долго во времени, т.к. считается, что нужно наездить определённое количество часов как в школе, так и вне школы со своими родителями, дедушками, бабушками, мужем, женой, свояченицей – да с кем угодно. При этом сначала выдают опять-таки пресловутые ученические права, и только по истечении определённого срока получаешь нормальные «взрослые». Одним словом, настоящая эпопея на полтора-два года. Впрочем, у нас в Монреале я считаю, всё равно лафа с этим. Экзамены совсем не сложные, улицы пустые или полупустые. Вот, к примеру, в Торонто куда сложнее с вождением. В частности, экзамен обязательно с выездом на хайвей. Ну, это и логично. В Торонто иная дорожная ситуация. А у нас тут в Квебеке не шибко так с хайвеями, дай бог от стопа до стопа в зоне 30 циркулировать по местным ухабам. Зато у нас повсеместные стройки и ремонты дорог с оранжевыми конусами. И твои проблемы, как выпутываться, если ремонт идёт повсюду…..Впрочем, не будем о наболевшем.
Несмотря на то, что опыта вождения как в Украине, так и в Квебеке у меня немногим больше, чем ноль, зато у меня солидный опыт ученицы, а также большой опыт непосредственно сдачи экзаменов. В связи с этим могу дать вам мои рекомендации на этот счёт. С учётом моих и чужих ошибок, так сказать.
НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ:
1.       Сразу по приезду позвонить в SAAQ, чтобы записаться на рандеву.
2.       Прочитать или хотя бы пролистать Code de la route перед сдачей теории.
3.       Даже, если вы опытный водитель в своей стране исхода, взять предварительно несколько уроков по вождению с инструктором с целью ознакомления с местными дорогами, ПДД, спецификой, а также требованиями на экзамене (инструктор вам расскажет, на что обратить внимание).
Я знаю немало примеров, когда человек проваливал экзамен, проявив самонадеянность просто по незнанию специфики. Из-за этого терял время и деньги. Таким образом, экономия на занятиях по вождению может выйти боком, то есть дополнительным тратами, материальными и нематериальными.
НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЭКЗАМЕНЕ ВАЖНО:
1.       Настроить под себя сиденье и зеркала перед началом движения.
2.       Включать указатели поворота заблаговременно.
3.       Проверять мёртвую зону.
4.       Ехать с той скоростью, которая указана в данный промежуток пути: не больше, но и не меньше. Медленная езда – серьёзное нарушение, так же, как и превышение скорости.
5.       Полностью останавливаться на стопах, пропускать, кого нужно или ехать дальше.
6.       Делать дабл-стоп[2]. Упущение этого правила (в местах, где это необходимо) – очень грубое нарушение.
7.       Ехать по своей полосе. В частности, следить за тем, чтобы не въехать на полосу автобуса, которая иногда бывает свободна и для остальных участников движения. Для этого нужно обращать внимание на панно (то есть дорожные знаки и обозначения).
Конечно же, эти моменты важно соблюдать и при обычной езде каждый божий день, но на экзамене это особенно важно, так как экзаменатор по этим пунктам вас проверяет и галочки ставит у себя в листочке.
УКРАИНСКИЙ ОПЫТ ВОЖДЕНИЯ
В заключение хотелось бы вспомнить это странное приключение из моей прошлой жизни – курсы вождения в Одессе. Чтобы, так сказать, прочувствовать разницу в который раз. Было это очень давно, ещё до финансового кризиса – то есть в доисторические времена, когда один доллар равнялся пяти гривнам по курсу (!). Да-да, сейчас это трудно представить, но было и такое.  Я была молодая, неопытная и наивная, и в омут автомобилевождения, скажем так, бросилась резко с головой, ничего не продумав. Вместо того, чтобы навести справки и выбрать по рекомендации хорошего инструктора или школу – я записалась в первую попавшуюся школу, которая находилась неподалёку от моей работы, мотивируя это тем, что удобно будет ходить по вечерам на теоретические занятия, да и практические занятия начинались неподалёку от места моего проживания. Одним словом, я несерьёзно отнеслась к процессу, т.к. я и представить себе не могла, что в таком, казалось бы, незатейливом деле, как вождение машины – могут возникнуть у меня какие-то трудности. «Ведь все же водят, что в этом такого мудрёного?» – подумала я.
На самом деле теоретические занятия вообще дело двадцатое, или того меньше. Я ничего не помню из того, что лектор рассказывал, кроме того, что нужно держаться подальше от маршруточников, т.к. они, чтобы заработать побольше, заканчивают смену в 12 ночи, а начинают в пять утра, и в этой же маршрутке и спят.  Словом, на мой взгляд, в теории главное – выучить ПДД, а в остальном – практика, практика и практика. Поэтому задача обучения сводится к тому, чтобы найти толкового инструктора, который при этом не будет для тебя отталкивающим как человек. В противном случае, даже находиться в одной машине с неприятным тебе индивидом будет тяжело. Ну, и сама машина тоже играет немаловажную роль.
У меня всё вышло наоборот. Инструктор попался на редкость неприятный молодой мужик, с жирком и с ленцой, которому было всё по фиг, и, кажется, в инструкторы он подался просто от того, что делать больше в жизни ничего не умел и не хотел, кроме как баранку крутить. Жаль только, что для того, чтобы быть инструктором, даже и средним – этого не достаточно. Нужно ещё хотя бы как-то уметь общаться с людьми, не говоря уже о том, чтобы объяснять им что-то. Под конец эпопеи я ему так и сказала: «Я бы ещё заплатила денег, чтобы больше никогда в жизни не видеть ни тебя, ни твою машину».
Если в двух словах, то обучение моё было хуже, чем ужасным. Начнём с того, что из 13-ти уроков 3 или даже 4 просто пропали, а часть были укороченными, т.к. начинались с опозданием. Машина, а точнее, эта груда металлолома на колёсах – полуразваленная «Хонда», ломалась за этот короткий промежуток времени два или три раза, из-за этого уроки отменялись или переносились. Но я работала, поэтому могла заниматься только в определённое время по утрам. А инструктор был такой ленивый, что ни по вечерам – то бишь после 6-ти вечера, ни по выходным дням – не работал. Не царское это дело. У других учеников тоже пропали занятия, но не у всех, т.к. в группе была молодёжь, или домохозяйки – они могли подстроиться под его дневной график. Вместе с тем многие справлялись о дополнительных занятиях с ним же за отдельную плату, и удивлялись тому, что он отказывает. Впрочем, парню на жизнь и на сигареты, видимо, и так хватало. У него не было цели больше поработать, а уж тем более – кого-либо научить. Я так поняла, что основной его заработок сводился к тому, что в конце курсов с каждой группы он собирал деньги, чтобы передать их куда надо, с этого и имел барыш. А я не хотела платить, к тому же, эта ситуация меня просто вогнала в ярость под конец. Вонючая старая машина, которая глохнет посредине перекрёстка, вонючий жирный лентяй в сигаретой в зубах, который молча смотрит в боковое окно вместо того, чтобы следить за дорогой и рассказывать мне что делать. Получалось у меня не очень в таких условиях, поэтому даже из этих занятий, которые были – большую часть я провела, наматывая круги по площадке напротив Второго кладбища. Одесситы знают:  когда-то на этом месте было Первое кладбище, его снесли, и образовался небольшой парк, а также парковка. Жуткое место. В Одессе эту часть Люстдорфской дороги из спального района в центр называют с присущим нам юмором: «Здесь – лежат, а там – сидят». Потому что напротив кладбища находится ещё и огромная тюрьма. Одесские Кресты. Почему Кресты? Потому что здание проектировал тот же архитектор, который построил знаменитую питерскую тюрьму. И в нашей тюрьме, кстати, тоже отбывали свой срок известные люди. В частности, Лев Троцкий.
Так вот. Вместо того, чтобы послушно как все сдать ему денежку в кассу, я пошла в автошколу, никакого директора на месте, там конечно же, не было, однако за неимением оного я устроила скандал секретарше со словами, что у вас здесь не курсы, а шарашкина контора, что я буду жаловаться во все инстанции, а для начала вот жалоба на имя директора. В заявлении я перечислила все недостатки моего обучения и претензии к инструктору и его машине с  требованием компенсации, возврата моих денег. В свою очередь, это ленивое туловище было в шоке, он мне так и сказал: «За всё время только второй раз со мной такое. Зачем ты это сделала? И вообще, если ты беременна, не могла мне сказать, чтобы я не курил?» Ну, то есть воздерживаться от курения на своём рабочем месте нужно только при беременных, к тому же, для этого требуется отдельная просьба со стороны клиента (!!!). «И вообще. Ты мне стартер сломала. Это из-за тебя машина глохла. И все деньги ушли на ремонт. Ведь то, что вы платите – это же не деньги, а бензин дорогой. Не докладывать же мне свои». Нет, вы только подумайте. Меня же и попрекали моими же деньгами! При том, что я отдала им сумму, как сейчас помню, в эквиваленте 300 американских долларов. По тем меркам деньги немалые, и стандартная такса за эти услуги в нашем городе. Помню, в тот месяц я заработала не очень много – около 600 у.е. Но тогда в Украине миллионы людей получали 300 у.е. как ежемесячную зарплату, а кто-то – и того меньше. И эту сумму он назвал «не деньгами».  «Я написала это, чтобы показать, что я не лох! Точнее, я-то понимаю, что я - лох, и что ни деньги, ни уроки мне никто не вернёт. В общем-то, я и видеть тебя больше не хочу. Но, во всяком случае, я тебе говорю, что я не стопроцентный лох, а только наполовину».
А остальной народ оказался стопроцентными. Они послушно всё схавали, заплатили за курсы, которых либо не было, либо на которых ничему не учили, а потом заплатили за сдачу экзамена. Что характерно, ленивец подсуетился и попросил других учеников в срочном порядке написать ему позитивные характеристики. И что удивительное – они написали! Что ж, видимо, наши люди заслуживают такого отношения, и, покуда есть толерантность к таким индивидам и такому отношению в бизнесе и работе – значит, будут процветать такие курсы и такие инструктора.
Но это был не единственный негативный эпизод в процессе. Была ещё предыстория – до начала курсов. Вместе с другими документами для поступления на курсы нужно было сдать медицинскую справку. Как известно, от нарколога, невропатолога, окулиста и далее по списку. Я как девушка, опять-таки принципиальная, чтобы никак не огибать процесс а соблюдать закон – прошла все круги ада. Самостоятельно получила несколько справок, платила деньги только в кассу, моталась в разные концы города, т.к. психиатрическая больница и нарколог находились в разных учреждениях. На это дело я убила несколько дней, отпрашивалась с работы, потратила время и около 200 гривен (несколько платежей согласно тарифам). Что самое смешное, о чём я узнала позже:  на курсах предлагали эту услугу (изготовление справки) всего за 100 гривен. И ноль потерянного времени. Зато я сделала всё как надо. Правда, был ещё один комичный момент. Точнее, трагикомичный. На каком-то этапе нужно было ещё получить справку, о том, что я прослушала какую-то лекцию – даже не помню о чём, то ли о правилах дорожного движения, то ли о безопасном поведении на дороге, то ли о скорой медпомощи пострадавшим. Нужно было спуститься в кабинет в глухом подвале. Захожу. За письменным столом годов этак 50-х сидит бабка в белом халате, в комнате полумрак, но в свете настольной лампы мне бросились в глазах её золотые украшения: на каждом пальце было надето по увесистому кольцу, а на шее болтались несколько массивных цепей. «Ну ничего себе», – подумала я.
- Здравствуйте. Я на лекцию. Это здесь?
- Да. Проходите.
- А когда она будет, простите?
- Точно вам сказать не могу. Как соберётся нужно количество людей – тогда и будет.
- А когда это примерно? И сколько людей должно собраться?
- Не знаю. По-разному бывает. Вы можете подождать, если хотите. Если у вас есть время. Если нет времени – можете и не ждать…..
Всё происходящее выглядело для меня очень странным. Я вышла за дверь в тёмный коридор. Постояла там минут десять. Вышла на улицу. За это время увидела несколько посетителей, который заходили, быстро выходили, но никакой лекции, как я, не ждали. Тут до меня дошло, в чём дело. Я достала формуляр из сумки, в него положила что-то около 25 гривен (5 долларов по курсу).
- Добрый день ещё раз. Вы знаете, у меня нет времени ждать. Зато я могу пожертвовать в фонд популяризации правил безопасности на дороге.
- Да-да, пожалуйста-пожалуйста. Конечно.
Мадам ничтоже сумняшеся машинально смахнула деньги в ящик стола, быстро расписалась в листочке и одним махом шлёпнула штамп.
«Хороший бизнес, – подумала я, выходя из подвала на свет божий. Так, пожалуй, она зарабатывает побольше, чем я. Это у меня клиенты мебель покупают не каждый день, их ещё и уговаривать надо. А тут сумма небольшая, зато клиентов энное количество и каждый день».
Что касается экзамена по вождению, то теоретический в школе я сдала с одной ошибкой – что неудивительно, т.к. правила я выучила наизусть. А экзамен в МРЭО был настоящей профанацией, на которой я почувствовала себя полным идиотом. Люди начали покидать аудиторию уже спустя три минуты после начала экзамена, а спустя десять минут в зале не было никого, кроме меня. Но тут уже машина не выдержала. На элементарном вопросе типа «со скольки лет можно водить мотоцикл» меня выбросило из системы под предлогом третьей ошибки. Что интересно, люди из моей группы, покинувшие аудиторию, никакой практический экзамен не сдавали – ни в тот день, ни в какой-либо другой. Да и правда, зачем это, только бензин жечь почём зря….
Я была и злая и расстроенная. Ничего больше не хотелось. Но спустя какое-то время всё же решила довести начатое до конца и с грехом пополам-таки получила долгожданные и вымученные водительские права. Однако охоту садиться за руль, да и вообще связываться с этой системой мне отбили надолго, если не сказать навсегда. В Украине ведь я так больше и не села за руль ни разу.
Вот такие у меня были приключения. Теперь это всё кажется, как будто в прошлой жизни и на другой планете. Что ж, друзья, спасибо, что дочитали и до новых встреч! Постараюсь не пропадать на долго и в следующий раз выложить что-то интересное и насущное.

Весна в Монреале



[1] Highway Safety Code, Road signs and traffic signals, Driving and road safety (англ.)
[2] Если вы пересекаете главную дорогу, на которой нет стопов, и, если у вас ограничена обозримость необходимого участка дороги.

4 комментария:

  1. С получением прав и, самое главное, приобретением автомобиля, количество неадекватных людей вокруг возрастает в десятки раз))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, да. Я уже успела это прочувствовать начиная с первых же дней учёбы вождению. Пока что могу сказать, что велосипедисты - это настоящий бич Монреаля. Процентов 80-90 из них - совершенно бесбашенные и бесстрашные люди, которым плевать на свою безопасность, а уж тем более, безопасность других участников движения. Наверно поэтому, как я поняла, они снискали "любовь" всех категорий водителей: дальнобойщиков, автобусов, и автолюбителей. Да что там. Иной раз идёшь по без того узкому монреальскому трутуару, и тебе навстречу несётся велосипедист! Правила дорожного движения? Дорожные знаки? Нет, не слышали. Они практически никогда не останавливаются не стопах, кроме того, зачастую пересекают перекрёсток наискосок - как им удобно. Уж тем более нет смысла останавливаться, с их точки зрения, когда, к примеру, школьный автобус высаживает детей.... А вот давеча велосипедист ехал по автобусной полосе, и автобус чуть было не въехал в него, прижав к бордюру. Резко затормозил. Тот сошёл на тротуар. Даже флегматичный водитель не выдержал и высказался с комментариями в адрес нарушителя. Тот пожал плечами и поехал дальше. Что им автобус, если они даже огромных траков не боятся? В прошлом году, помню, была неделя, за которую на острове Монреаль было целых три таких инцидента, причём все с летальным исходом...... Так что да, "умников" на дороге хватает. Что ещё напрягает - здесь не модно включать сигнал поворота, некоторые участники движения не предсказуемы. В целом же, на мой взгляд, всё равно лучше, чем в Украине. Там всё-таки манера вождения у людей агрессивная, а здесь народ более вежливый. К тому же, здесь большой плюс - ограничение скорости, которое большинством водителей соблюдается. Впрочем, что ж. Самое интересное, конечно впереди. Наступит с приобретением автомобиля :)

      Удалить
  2. Да, получить права здесь, это воспоминания не меньше чем прохождения очередного этапа иммиграции. Со всем согласна, особенно насчёт везения. На теории тоже самой сложной было первая часть, при этом со второго вопроса пошли ошибки подряд, а шла то спокойная на экзамен. Даже словарь не взяла, один вопрос из-за этого завалила. Потом оказалось что можно было попросить помощи у наблюдателей, они бы объяснили другими словами)))) поэтому когда сдала таки в тот день, сама не верила, хоть и запас оставался)))) практика тоже, из-за стресса делаешь глупые ошибки, особенно когда неопытный водитель, ну а опытные не сдают ещё чаще, так как самоуверенность часто равна наглости, что здесь неприемлемом для экзамена. У меня была проблема с проверкой при перестроении, проверить есть ли место, включить поворотники, опять мертвая зона, перестройка. Проблема была именно в порядке действий))) знаменитые мертвые зоны, это проверка три раза через плечо и только потом движение, именно на этом валятся опытные водители. Тем у кого опыт небольшой принять новые правила легче))) так что когда я сдала практику, так час в прострации ходила, все не верилось. Насчёт скорости тоже все правильно, если разрешено 50, то ехать надо 50 не меньше и не больше, это мол ваша уверенность, поворот- плавный сброс скорости, вышли, опять педаль в пол. Итого, соблюдение своей полосы, приоритетов, скорость, мертвые зоны, это пожалуй и все для сдачи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, один из этапов жизни эмигранта :) Несмотря на то, что ни в теоретическом, ни в практическом экзамене нет ничего сверхъестественного или архисложного, далеко не все сдают с первого раза. А некоторым, как мне, нужно и три попытки.

      Удалить