четверг, 20 апреля 2017 г.

Прогулка по Сан-Франциско и окрестностям. Фоторепортаж

San Francisco is perhaps the most European of all American cities.
Cecil Beaton

Golden Gate Bridge

На каком бы отшибе мира ты ни жил – почти всегда, разве что, если ты находишься не в Австралии, найдётся какой-то угол или дыра на планете, удалённая от цивилизации ещё больше. Поэтому иногда ловлю себя на мысли: «Хорошо, что я не эмигрировала в Новую Зеландию» и находится ещё один повод немного порадоваться. Канада – это огромная территория на краю планеты, при этом даже в сравнении с провинцией Квебек существуют на земле ещё более отдалённые края. Нам из Монреаля, к примеру, до Парижа, можно сказать, почти рукой подать – чуть более шести часов лёту. Чего не скажешь о Калифорнии. Настоящий край земли. Кстати, символом этого края является бурый медведь гризли - он изображён на флаге Калифорнии, который так и называется "медвежий флаг". Столицей штата является город Сакраменто. Пожалуй, давняя традиция среди таких стран как Канада, США или Австралия - переносить столицы в заштатные городишки. В принципе, в этом, пожалуй, есть рациональное зерно - чтобы всякие государственные службы и служащие не мешали течению жизни без того перегруженного офисами и всевозможными инстанциями мегаполиса, и наоборот: чтобы чиновникам никто не мешал вести их архиважное делопроизводство, которое требует тишины и спокойствия.

Виноградники Mumm Napa
Methode traditionnelle изготовления игристого вина
Ресторан на территории винарни
Кошка-винодел. Собирается в декретный отпуск

Перед визитом в Сан-Франциско мы поехали в знаменитую долину Напа, где располагаются виноградники, винарни, и соответственно, есть возможность  провести время с пользой на экскурсиях и дегустациях, как же без них?  Вместо билетов нам выдали по маленькому стаканчику на ножке в форме бокала для шампанского, и сказали вернуться к часу дня, когда начнётся следующий тур. Чтобы не терять времени зря, мы отправились пообедать в ресторанчик, который нам порекомендовали сотрудники винарни, в городок Сент-Хелина, расположенный по соседству. Заведение оказалось вполне неплохое, и еда пришлась мне по вкусу. Называется это заведение Goose and Gander. Кстати, по всей Калифорнии с недавних пор не приносят стакан воды каждому, кто только сел за столик в кафе. Напротив, на столе имеется информационный листок на тему того, что, если вам нужна вода – попросите её у официанта. Приняты такие меры с целью экономии воды, нехватка которой наблюдается в Калифорнии. В самом деле, не все пьют воду – кто-то заказывает пиво, к примеру, а не выпитую воду приходится выливать потом, итого, сколько же это литров воды ежедневно и ежегодно?
Ресторанчик в г. Сен-Хелина
Одна из улиц  г. Сен-Хелина

           Был будний день, к тому же, зима – не самое туристическое время года, видимо, поэтому огромного количества желающих не наблюдалось. Таким образом, экскурсия получилась почти приватной – кроме нас, была ещё одна пара, американцы из другого штата. Видимо, поэтому нам наливали по целому стакану. В прошлый раз, когда кузина была здесь с родителями, было полно народу, и они наливали совсем по чуть-чуть – так, что и распробовать особенно было нечего.


Мы дегустировали «Шампанское», точнее, игристые вина местного производства, т.к. шампанское, как известно, это - вино, которое производится исключительно во Франции в одноимённой провинции. Экскурсовод – молодой парнишка, местный, c дипломом бакалавра, и мексиканскими корнями, рассказывал нам о премудростях и особенностях выращивания винограда, сбора урожая и производства вина. Нам было предложено попробовать пять видов этого напитка. Что сказать, лично мне не понравился ни один, ибо кислятина редкостная, как на мой вкус. Вот в Крыму – то вино так вино, дегустация так дегустация! Самая лучшие в моей жизни дегустации вин были именно в Крыму, и наиболее всех запомнился мне «Магарач», один из лучших заводов, располагающий уникальными сортами винограда. Что до этой калифорнийской винарни, то называется она MUMM NAPA. Марка существует всего несколько десятков лет, но уже успела привлечь к себе в партнёры не кого-нибудь, а Карлоса Сантану. Приезжал он, видимо, с гитарой со своей, или без (хотя наверно всё-таки с гитарой!), попробовал вино и то, которое ему больше всех понравилось, стало выходить под его маркой в группе limited series.


Мне пришлось дегустировать за двоих, поэтому под конец я даже слегка окосела и уже не особо вникала, что там вещает наш гид – меня накрыли воспоминания о незабываемых маёвках с друзьями в Крыму…..Ведь было же время….. Что ж, Крым, будет, может быть, когда-нибудь потом. А сейчас Сан-Франциско. Возвращаемся на юг.

Едем по Голден Гейт мосту
- У нас тут неподалёку есть железнодорожный переезд, на котором летом на период в несколько дней круглосуточно ставят дежурного полицейского, - рассказывает кузина.
- Зачем? - недоумеваю я.
- Каждый год многочисленные случаи суицида среди подростков, которые не поступили. Или, скажем, они поступили, но не в тот университет, в который хотели. К примеру, хотели в Беркли, а поступили в Стенфорд. Вся семья, родители много лет мечтали о поступлении, тратили деньги на тьюторов, чтобы оценки хорошие были в аттестате. В итоге ребёнок не выдерживает и считает, что всё, жизнь кончена.
- И что в самом деле диплом престижного университета влияет на карьеру?
- Это зависит. Есть люди, которые и после Стенфорнда работают в "Старбаксе", - комментирует сестра. - Конкуренция высокая, и само по себе  наличие диплома, пусть даже престижного ВУЗа ничего не гарантирует, - комментирует сестра.
Сан-Франциско – это, по рассказам очевидцев, самый европейский из всех американских городов, что оспаривает мой американский дядя, утверждая, что самый европейский  сити – это Бостон. На мой же взгляд, как человека, приехавшего из Европы – едва ли какой-то из городов Северной Америки может быть похожим на европейские города. Даже Монреаль и знаменитый Квебек-виль – лишь  издалека и в темноте чем-то напоминают Европу.

В Голден Гейт парке

«Самая холодная зима, которую я когда-либо испытывал — лето Сан-Франциско» - это слова, которые никогда не писал и не говорил Марк Твен, они ему присвоены ошибочно. Вместе с тем Сан-Франциско и плохая погода – это как слова-синонимы. Климат здесь в целом схож со средиземноморским, и характеризуется мягкой влажной зимой и тёплым сухим летом. Однако, будучи с трёх сторон окружённым водой,  город находится под влиянием прохладного воздуха из-за холодных течений Тихого океана.  Как вы понимаете, ни о каком купании в море речь не идёт даже летом. Впрочем, можно, конечно, попробовать, но температура 12-15 градусов Цельсия – на любителя, я бы сказала. Это вам не Одесса и уж, тем более, не Сен-Тропе.


Вместе с тем, Сан-Франциско – это город со своим необычным, запоминающимся лицом. Славится он своим незаурядным либерализмом, что и привлекает сюда изгоев со всей страны и даже со всего мира. Именно здесь зародилось ЛГБТ движение, и был придуман знаменитый радужный флаг. Согласно статистике, на сегодняшний день в городе проживает наибольшее количество гомосексуалов в мире – более 10% населения. В Сан-Франциско расположены университеты и даже консерватория – единственная на Западном побережье США, кроме того, имеется множество музеев, а также Ботанический сад.

В Ботаническом саду

Именно с Ботанического сада мы и начали нашу экскурсию, и я вам скажу, что выглядит этот сад куда богаче нашего Монреальского. Что сказать, любой канадский ботанический сад, кто бы что ни говорил, всегда будет уступать саду, находящемуся в регионе с более мягким климатом. И чего там только нет! Столько экзотических причудливых и замысловатых растений почти со всего земного шара: Центральная и Южная Америка, Азия, Океания. Здесь можно увидеть бамбуковую рощу, эвкалипты, камелии, магнолии, секвойи, кактусы, японскую сакуру и много чего ещё – в целом более 50 000 растений на территории площадью 22 гектара. И опять вспомнился Крым – именно там, в Никитском ботаническом саду в Ялте я впервые увидела настоящий живой бамбук.

Араукария

Ботанический сад находится рядом с Голден Гейт парком, и здесь же - крохотный японский парк, но вход туда за дополнительную плату. Голден Гейт парк называется в честь знаменитого Голден Гейт моста (Golden Gate Bridge) – своеобразная визитная карточка, символ города. По словам Суслика, погода в нашу поездку выдалась лучше, чем во все те визиты, которые она совершила в Сан-Франциско в последние годы. В самом деле – когда мы гуляли в парке, даже светило солнышко! Что особенно нечасто в это время года.

Ботанический сад Сан-Франциско - настоящий рай для ботаника
Уютные аллеи парка
Ещё одно экзотическое растение с мягкими иголочками

В Сан-Франциско меня удивило обилие памятников, изображающие людей, которые ни к городу, ни к стране никакого отношения не имеют. Правда, имеется здесь и монумент в честь основателей Калифорнии, который так и называется «Памятник пионерам». Один из символов города – это трамвайчик. Здесь есть обычные трамваи, а также особый, экскурсионно-прогулочный. На таком же, но в Одессе, я с бабушкой каталась в детстве из парка им. Шевченко в Аркадию, и она его именовала «таратайкой».

Японский сад
Пожалуй, именные скамейки - это чисто американская традиция. Памятную табличку с именем  умершего близкого человека можно заказать по договорённости с администрацией парка за определённую сумму пожертвований (то есть денег)

Ещё одна знаменитая местная достопримечательность – это улица Ломбард, такой себе крутой и очень извилистый спуск. Мой одесский дядя говорит:  «Эка невидаль. В Одессе таких полно в старом центре, взять бы хотя бы Польский  спуск или Военный». И он прав. Там, кстати, снимали фильм «Ликвидация» без декораций. Мой самый любимый – это Карантинный спуск, он ведёт к тупику, что на Канатной улице. Именно там расположена моя самая первая школа, в которую я пошла в первый класс (ныне – гимназия №2), а также самая первая в жизни работа – да, бывают же такие совпадения! Когда вы, дорогой читатель будете в Одессе – рекомендую прогуляться по Ланжероновскому спуску. Он находится неподалёку от Театральной площади, рядом с Приморским бульваром и мэрией, за Литературным музеем.

Вид на залив

Улица Ломбард
Ещё один крутой спуск
Вид на город сверху

       Нужно отметить, что спуск Ломбард, на самом деле, довольно крутой, пешком после долгой прогулки будет, пожалуй, тяжеловато подниматься. Поэтому мы решили просто проехаться на машине сверху вниз. Кузина – настоящий шумахер, она очень хорошо водит автомобиль. Помимо стандартных водительских прав, у неё имеются ещё и права на вождение машины скорой помощи. Так что уж я знаю наверняка – если Суслик за рулём, пациента доставят в лучшем виде, что называется.

Памятник ирландскому патриоту
Немцы Гёте и Шиллер
Итальянец Верди
Немец Людвиг ван Бетховен

- Когда папа купил мне машину, я была так счастлива! – рассказала сестра. И я вспомнила его письма с фотографией счастливого ребёнка рядом с красным «Жуком» и комментариями «Она была так рада, что легла спать в машине в ту ночь». Тогда я недоумевала, что же привело её в такой эмоциональный восторг, и вот, спустя годы, я поняла.

Парочка с собакой попала в кадр случайно
Сити Холл
Сити холл внутри
Китайская атрибутика, установленная перед зданием мэрии в честь новогодних празднеств

- Здесь, в Америке люди привыкают к рулю с детства, они уже в 14-15 лет учатся водить. Считается, что стандартный американец получает права в шестнадцать лет и сразу садится за руль. Здесь принято, что, либо родители дарят ключи от машины в день совершеннолетия, либо подросток сам усердно трудится на каникулах и накапливает себе денег на первую машину.  У меня же машина появилась очень поздно по местным меркам. В колледж я добиралась на поезде или на автобусах. Они ходят по расписанию, редко, нужно подстраиваться.

Ещё один загадочный памятник

- И долго ты так ездила?
- Да, долго. Зато я даже сейчас это ценю. То, что я на машине. Когда вижу проезжающий мимо автобус – думаю, хорошо, что у меня есть свой автомобиль, и я еду в нём. Когда я училась в хай-скул, один одноклассник, жаловался, был недоволен тем, что ему папа подарил свою машину. «Отец мне обещал на день рожденья новую тачку, а в итоге отдал свою, старую» - причитал тот.  «Старой» машиной был новенький спортивный BMW, стоимостью тысяч под сто долларов, купленный меньше года назад. Мне папа подарил не BMW, а подержаный «Жук». Просто он был в хорошем состоянии, потому что владелицей была домохозяйка, которая ездила на нём только за покупками и в парк с детьми. При этом я была очень и очень рада. Наконец-то у меня машина! А какой марки – старая или новая – мне было абсолютно всё равно.
- А что за одноклассник? В твоей школе учились дети богатых родителей?
- В моей школе учились все. Были совсем бедные – эмигранты из Мексики. Они были очень и очень бедные, к тому же, плохо у них было с английским. Также были и русскоговорящие эмигранты, как я. Ну и местные – разные. У того парня, как он рассказывал, папа вышел на пенсию в тридцать с небольшим лет, а до этого работал на Уолл Стрит, на фондовой бирже.
- А, значит, «волк с уолл-стрит», как в фильме?
- Наверно. Что-то типа того.

Памятник пионерам
В Сан-Франциско даже имеются троллейбусы

                «Америка! – подумала я, - Точнее, Калифорния. Дети эмигрантов, дети богачей – те, кто говорят по-английски и те, кто нет – все учатся в одной школе по одной программе в одном классе….
                Но самая большая беда местного общественного транспорта, как я поняла, не в том, что неудобное расписание или маршрут. Дело в бомжах, т.к. это , преимущественно, их транспорт.
- Вообще, в Америке, если ты ездишь на общественном транспорте – считается, что либо ты очень бедный, либо у тебя какой-то очень тяжёлый период в жизни, и поэтому ты вынужден пользоваться автобусами или метро. И приходится ездить вместе с маргиналами. Зимой бомжи покупают билет и ездят в автобусе, когда идёт дождь или дует ветер, ну и когда ночь, потому что ночью холодно. А в автобусе тепло. И сделать ничего нельзя с ними. Однажды вечером на остановке бомж попросил у меня монету в один доллар, я поискала, но у меня не было с собой никакого кеша. Я так ему и сказала – сорри, нету мелочи. «А, ну, ладно, - ответил он. Мне на автобус надо. А ты откуда? Дай я на тебя посмотрю. Он подошёл ближе, чтобы в свете фонаря разглядеть моё лицо. «Ты из Украины? Ты русская?»- спросил он. «Да, откуда ты знаешь?»  «-Я знаю. У вас много места под глазами» - продолжала свой рассказ сестра.

Музей
Выбитые имена писателей

                Загадку этого бомжа я пока что не поняла, и что значит эта фраза «много места под глазами?» То, что славянские лица отличаются от других, это понятно, однако сформулировать чем именно, лично мне трудно. Кузина говорит, что она поняла, в чём смысл, и отличает людей по лицам. Ещё говорит, что она не только отличает русских эмигрантов от всех остальных людей, но и одесситов, от всех остальных русских эмигрантов.
- А как ты узнаёшь, что они из Одессы?
- Я не знаю, но вот что-то есть. Я их всегда узнаю. Они отличаются….

"Тарантайка"
А вот этот кадр даже Одессу напомнил. Улица Калантаевская как будто. Маршрут 5-ого трамвая

                Да, то, что я увидела в США – поразило меня до жути. В Америке очень сложная социальная ситуация, что очень сильно бросается в глаза сразу, как только попадаешь в американский город. И началось это не вчера. Проблема огромного числа бездомных в американских мегаполисах вспыхнула ещё в 80-е годы прошлого века. Трудно сказать, с чем это связано. Ну, не от хорошей жизни наверно люди оказываются на улице. Я думаю, что это в том числе и в связи с распространением наркотиков. Обычные поначалу люди, но превратившиеся в наркоманов, просто выбрасываются социумом на обочину жизни. Для кого-то это осознанный выбор, а для кого-то – лихой поворот судьбы. Вот оно - лицо Америки: если ты перестанешь крутить педали – то в любой момент можешь лишиться работы, а с ней и средств к существованию, и дома, и всего, что в доме, и в какой-то момент окажешься под мостом в картонной коробке….

Очередь на трамвайчик и уличный гитарист в кресле

                После прогулки по центру города мы отравились к морю, то есть к океану – на набережную, на пирс 39. Там мы перекусили в одной из забегаловок супом из хлебной миски. В булку хлеба наливают суп-пюре, калорий много, зато хороший выход для тех, кто сильно проголодался. Затем был запланирован визит на шоколадную фабрику Chirardelli – тоже одна из местных must see. Здесь располагается магазин и кафе-мороженое. Ассортимент мороженого большой, но что главное – это огромный размер порций, которые можно осилить либо вдвоём, либо на голодный желудок. Но мы только что поели, поэтому взяли самое маленькое, какое только имелось в меню – то, что подают в вафельных трубочках. Остальные виды приносят в виде огромных шариков на тарелке. Что касается цен на шоколад, то они, конечно, кусаются. А когда начинаешь пересчитывать всё на канадские доллары – так вообще грустно. Так что за покупками вернёмся как-нибудь в другой раз.

Мини-вернисаж из самопальных рисунков с видами Сан-Франциско. Я не удержалась купить себе один из них на память по сейлу за 10 баксов

                Вечерело, мы решили ещё немного пройтись вдоль берега, а затем вернуться к машине, чтобы отправиться домой. За углом мы увидели русский магазин сувениров и решили зайти. Пока я что-то фотографировала на улице – кузина успела разговориться с продавщицей, которая…….оказалась нашей землячкой. Из Одессы.
- Так вы тоже из Одессы?- оживилась она. Из-за прилавка к нам вышла колоритная мадам, завёрнутая в шаль, в туфлях на каблуках. Возраста она была непонятного, а глаза были ярко подведены.
- Да, одесситки мы. Но я неместная. Приехала из Канады к родственникам, они живут в Селиконовой Долине. А вы из Сан-Франциско?
- Здесь, здесь. Мы уже почти двадцать лет в Сан-Франциско живём…

Причал 39
Всевозможные кафе, лавки и развлечения
Здесь мы перекусили

                Мы с кузиной, собственно, ничего у неё не спрашивали, но, как это обычно и бывает – спрашивать ничего и не надо. Просто сиди и слушай. Среди наших эмигрантов очень популярна эта тема – рассказать историю всей своей жизни любому случайно подвернувшемуся собеседнику.
- Что сказать? Привыкли, - продолжала наша новая знакомая. -  Первые два года мне всё невкусным было. Вот всё пресное – хоть тресни, и мясо, и молоко, и рыба, и фрукты. Вот у нас же на Привозе – возьмёшь кусок мяса копчёного – маешь вещь. А здесь?! Не колбаса, а чёрт знает что….
- Я вообще врач. Мы врачами работали в Одессе. Здесь я медсестрой работаю, а сегодня в магазине я сестре помогаю. Вот у нас-то врач – это врач, учитель – это учитель. А здесь, в Америке – что? Бардак….. В школе я французский язык с детства учила. Жаль, что здесь нет с кем на нём разговаривать, ведь какой язык красивый.
- Наверно вы учились в десятой школе? Вы на какой улице жили? – спросила я.
- Нет, в другой. Я сама с Молдаванки. А жили мы на Ленина, что ближе к Чкалова.
- Это сейчас Ришельевская угол Большой Арнаутской.
- Ах да, точно, поменяли же названия…Пришлось продать квартиру, уехать. А я ведь каждые выходные брала коляску, детей, везла их к морю, и летом, и зимой. Мы гуляли, дышали воздухом. И что может быть лучше моря? А здесь что? И где те пляжи? И где купаться? И ветер этот холоднющий дует!.. Были друзья. Так называемые. Потом никого не осталось, хоть бы кто-то позвонил, поздравил с днём рожденья!.. Они же думают, что мы здесь в Америке деньги лопатой собираем. Или срываем с деревьев. А то, что только за квартиру надо заплатить тысяча пятьсот, а налоги, а всё остальное…..Сейчас, прошло столько лет, вроде уже и не хочется в Одессу. А в начале – да, так меня тоска и накрывала. Муж говорил, ну хочешь, давай купим там квартиру, поезжай туда. Я приезжала однажды….  – и тут наша собеседница выдала гениальную фразу. Мы – эмигранты, мы – больные люди! Ведь мы же все больные люди! – утвердительно-громогласно, и с некой беспросветной скукой в голосе сказала она.
- У меня  здесь и внуки уже родились. Старшей внучке шесть лет. Я у неё спрашиваю: «Стэлла, ты кто по национальности?», а она мне отвечает: «Одесситка». И вот надо же, а? Иногда мы с дочкой гуляем вот здесь по набережной, и я говорю ей – «Ну ведь ни прелесть, согласись? На улице зима, январь месяц, а мы с тобой идём в плащах, в туфельках – и не надо этих шапок, и сапог тоже не надо, и всяких там шуб!»..

Шоколадная фабрика

                Солнце закатывалось, нам было пора отправляться в путь. В магазин зашли другие посетители, и мы поспешили откланяться, пожелав новой знакомой всех благ и успешной торговли.
- Папа, угадай, кого мы в Сан-Франциско встретили. Землячку из Одессы. В сувенирной лавке.
- Да уж, и кого здесь только не встретишь, - посмеялся дядя.
                Когда Дядя рассказывал мне всякие невероятные истории про себя и про своих знакомых -каких-то совершенно нелепых людей, я диву давалась и только спрашивала: «И где ты их находишь?». Удивлялась до тех пор, пока сама не начала жить в эмиграции и не начала встречать этих странных людей с не менее странными историями, с немыслимыми переплетениями судеб. Такими, что кажется, что это не жизнь человека, а сценарий к мелодраме или триллеру или вообще не понятно, к какому кино, т.к. от всех жанров по чуть-чуть.
- Однажды в банке, пока в очереди стоял, случайно с женщиной познакомился. В 80-е годы она работала валютной проституткой в Москве. Пока один из клиентов, который оказался американским миллионером, не захотел вдруг на ней жениться. Ну, она вышла за него. Он её привёз в свой особняк где-то под Лос-Анджелесом. Сам утром уезжает по своим делам в город, поздно приезжает. А она одна в огромном доме, из развлечений - телевизор и холодильник. Иногда прислуга приходит убраться. Она мне говорит: «Ты знаешь, я первые два года, каждый день – плакала. Каждый день».
- Дядя, а чего она плакала? – спрашиваю я.
- Ну как чего? Ты только представь себе. Столица. Москва. Каждый вечер – новый мужчина, новый ресторан, театр, концерт, светские мероприятия. И там тоже мужчины. Это же весело. Это была жизнь!..
- Слушай, ведь как в том фильме про интердевочку!
- Да. А что, сценарии же из жизни берут!? Я вот ребёнку сразу сказал: «Дочка, принцев нет. Их не существует. Принцы закончились в тот день, когда я женился на твоей маме».

         Так и закончился тот увлекательный день – один из насыщенных дней моего эпохального американского путешествия. Тем, кому нравится виртуально гулять со мной по неизведанным местам, в следующей статье расскажу о завершающем аккорде поездки, который пришёлся на город Нью-Йорк и про то, как меня не хотели впускать, точнее, выпускать в Канаду, а также о провозе американской «контрабанды»...

P.S. Кто ещё не читал - рекомендую. Мои предыдущие посты на американскую тему.

Получение американской визы
Американский тур группы "Би-2"
История моего дяди: от разнорабочего в Нью-Йорке до инженера в Силиконовой долине
Как я открыла Америку. Лос-Анджелес
California dreaming осуществилась. Путешествие по Северной Калифорнии

Вечерний вид на залив

Комментариев нет:

Отправить комментарий