пятница, 29 июля 2016 г.

Университетское образование в Канаде

Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
Гёте, «Фауст»


И снова здравствуйте! Обещанного три года ждут, но они ещё не прошли, а я уже выкладываю пост про учёбу.
Для начала скажу, что, пожалуй, хуже учёбы иммигранта в Канаде, может быть разве что только работа иммигранта J Но про работу потом. Потому что, ребята, чувствую я, вот просто по глазам вижу, что вы вовсе не готовы узнать про работу в Канаде то, что я могу поведать. Стоило только мне заикнуться про глупых людей, тоскливую работу и неприглядную реальность – так сразу и началось! А полгода назад товарищи комментаторы писали мне, мол, «хватит про молочные реки и кисельные берега родственникам писать, надо бы и отрицательные стороны Канады осветить, а то в вашем вот, дескать, блоге, Канада какая-то однобокая, идеализированная получается». Пост развенчания некоторых мифов я могла и полгода назад написать, а про работу – ещё в конце прошлого года. Но я специально выдаю информацию дозированно, жалею вас, что ли. Видимо, зря. Потому что, кажется, те же люди, которые ещё недавно приписывали мне синдром «розовых очков», теперь определили меня в ряды «депрессивного эмигранта первых лет жизни». Народ, ну вы хотя бы определитесь, кто я на самом деле – а то не разорваться же мне как в том анекдоте про обезьяну, которая и к умным и к красивым? Не могу же я быть и в розовых очках и в депрессии одновременно? J Или могу? Может, это новая, неизвестная науке форма раздвоения личности?! Дураки кругом – значит, сама дура, притягиваешь подобное. Ленивцы – ну так сама виновата, что на такой работе работаешь. А вот через эн лет, когда выучишься и пойдёшь работать по специальности – там-то ты всенепременно встретишь красивых, чистых, умных, добросовестных и отзывчивых милых людей, которые какают бабочками, и жизнь заиграет всеми цветами радуги! Хехе! Что собой представляет кол-центр, на сколько туда легко/тяжело устроиться – это отдельная тема. Равно как и про местный менталитет, особенности работы в трудовом коллективе и так далее. Не готовы вы, товарищи, не готовы к этой информации. Видимо, нужно ещё продолжать писать про белочек и енотов, а также вечно улыбающихся чудесных людей вокруг… Ну а пока, как вы просили, про учёбу.



ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

1.       Существует три учёных степени: бакалавр, магистр и доктор наук (PhD). Но в университетах предлагаются ещё программы под названием «сертификат», которые не дают степени, однако позволяют получить некоторые знания в определённой сфере. Сертификат – по количеству 1/3 часть бакалавра. То есть если на бакалавра нужно, к примеру, пройти 30 курсов, то на сертификат достаточно 10. В Монреальском университете придумали «фирменное» изобретение, которое называется bac par cumul. Собери 3 сертификата и получи степень бакалавра. Многие так делают, однако мне не совсем понятна эта тема. Не очень ясна она и работодателю. Если у тебя один сертификат по английскому, второй по управлению персоналом и третий по информатике – кто же ты на самом деле и на какую должность претендуешь? Кроме этой странной схемы, канадские университеты предлагают ещё пару мутных тем: мажор или минор. Например, мажор по психологии или минор по биологии. Честно признаться, я не понимаю, что это такое и с чем его едят? Что характерно, чтобы преподавать, достаточно и диплома магистра. В Украине же нужно обязательно защитить кандитатскую или же много лет проработать ассистентом профессора. В Канаде же далеко не все преподы - кандидаты наук, впрочем, у некоторых имеется по два высших образования. Впрочем, в Канаде нет звания "ассистента" профессора, здесь нет семинаров, только лекции, поэтому профессору не надо ассистировать. Точнее, здесь есть ассистенты у некоторых профессоров, но эта должность подразумевает просто секретарскую работу - обработка корреспонденции, назначение встреч, бронь билетов, когда проф едет на симпозиум и т.д.
2.       Учебный год состоит не из двух семестров, как мы привыкли, а из трёх триместров: осенний (сентябрь-декабрь), зимний (январь-апрель) и укороченный летний (май-июнь). Однако по длительности получается всё то же: с первых чисел сентября по двадцатые числа июня. Июль-август – самый лучший период в учёбе, и называется он «каникулы». Однако граждане канадцы, эти пчёлки-трудяги, так перетруждаются и стрессуют по жизни, что, летний триместр для них как правило не существует. То есть они заканчиваются учится 30 апреля. Очень редко кто-то берёт курсы летом. Из общения с народом я поняла, что канадский студент берёт летний триместр лишь 1 раз в своей жизни. Что касается меня, то мне летний триместр понравился, несмотря на то, что в конце у меня просто взорвался мозг, и я пару дней лежала и не выходила из дома. Дело в том, что программа, которую растягивают с сентября по декабрь или с января по апрель - сжата в полтора месяца, таким образом занятия проходят в два раза чаще. То есть, если вы взяли 2 курса, то занятия будут не 2 раза в неделю, как обычно, а 4 раза в неделю. Зато отстрелялся - и порядок, без этого растянутого "удовольствия". Эти полтора месяца пролетают пулей, не успеваешь и глазом моргнуть.
3. Понятия «заочная» и «дневная» форма обучения здесь представляются иначе. «Очность/заочность» определяется количеством курсов, которые ты взял на определённый триместр. Если вы выбрали минимум 4 курса, значит вы - студент стационара (temps plein), если меньше – значит, вы - студент-заочник (temps partiel). В остальном же, вся суть нисколько не меняется – вы ходите на те же лекции вместе со всеми, и учитесь в том же режиме, что и все. Только для вас этот процесс затягивается на дольше. Если студент стационара, к примеру, получит бак за 3 года, то вы, совмещая работу с учёбой, можете растянуть это «удовольствие» на 4, 5 и более лет.
4.    Нет разделения на лекции и семинары. По сути, здесь нет семинаров, то есть, нет практических занятий, только начитка лекций. Разве что какие-то активитиз в рамках непосредственно лекций или практические задания для самостоятельной работы на дому. К тому же, аудиторных занятий получается меньше. Курс состоит из примерно 13 лекций. Когда я училась в Украине, курс состоял из 10-20 лекций и 5-15 семинаров (в зависимости от предмета). Короче, в Канаде упор делается скорее на самостоятельную работу студента вне аудитории, чем работа профессора по вдалбливанию знаний в студента на теоретических и практических занятиях.
5.       Нет деления на группы из 10-30 человек. На лекциях присутствует так называемый «поток» целиком - 50-150 человек – все, кто выбрал курс. Записавшись на другой курс, вы можете случайно обнаружить там знакомые лица, однако большей частью люди будут уже совсем иные – с других программ обучения, или с той же программы, но они уже, например, на последнем триместре, а не как вы – на первом. Короче, здесь кто в лес, кто по дрова. Обучение происходит сугубо индивидуально, и никак не коллективно.
6.       Нет понятия «сессия». Контрольные замеры знаний осуществляются на протяжение всего триместра. Существуют следующие виды работ, за которые студент зарабатывает баллы, которые, в свою очередь, формируют оценку успеваемости: интра (он же мидтерм) – промежуточный экзамен, квиз (мини-контрольная, тест), командная работа (travail d’équipe), самостоятельная домашняя работа, и, в конце концов, завершается этот адский ад финальным экзаменом (lexamen final). Я перечислила все возможные виды, к счастью, это не значит, что все они присутствуют на каждом курсе, слава богу. Всё зависит от препода. Некоторые преподаватели предлагают целых три интры плюс финальный, некоторый – только 1 интру, пару квизов и финальный. Командные работы – очень распространённый вид деятельности, однако есть курсы, которые не подразумевают ни командную, не самостоятельную работы – только парочку экзаменов, и всё
7.  Система оценивания иная. Знания оцениваются в баллах, или же процентах (от 0 до 100), которые в свою очередь делятся на буквы, а буквы переводятся в слова. :)

Points (note en %)
Lettre
Points
Qualificatif
89,5-100
         A+
4,3
excellent
84,5-89,4
A                4.0

79,5-84,4
A-               3.7

76,5-79,4
         B+
3,3
très bon
72,5-76,4
B                3.0

69,5-72,4
B-               2.7

64,5-69,4
         C+
2,3
bon
59,5-64,4
C                2.0

56,5-59,4
C-              1.7

53,5-56,4
         D+
1,3
passable
49,5-53,4
D                1.0

34,5-49,4
         E
0,5
faible – échec
0-34,4
         F
0,0
nul – échec


    Таким образом, всё, что А («отлично»)- это как бы наши «пятёрка с минусом», «пятёрка» и «пятёрка с плюсом», В («очень хорошо»)- «четвёрка», С – «трояк». Хотя канадцы эту оценку называют милым словом «bon» - хорошо.  Лично я в оценке С ничего хорошего не вижу L. По факту нужно набрать минимум 49,5 баллов, чтобы не провалить экзамен. Но на самом же деле проходной минимум  для программы – это, как правило, «С» то есть 59,5.
8.       Лишь часть предметов является обязательной – те, которые нужно выучить и сдать непременно. Остальные предлагаются как на шведском столе  по выбору на свой вкус, правда, с некоторыми ограничениями. Например, вы не можете взять все 6 предметов из рубрики «совершенствование знаний», а только один предмет. Или из раздела «административные науки» невозможно взять все три имеющихся в наличии, нужно выбрать только два предмета. К тому же, иной раз, чтобы взять определённый курс – нужно перед ним в обязательном порядке взять какой-то другой. Например, вы не можете взять «Управление персоналом 2», если вы не прошли «управление персоналом 1» (логично!), или же вы не можете взять курс правоведения, если вы не сдали предварительно «введение в правоведение».
9.       Вся твоя учёба и студенческая жизнь очень наглядно организована он-лайн, в моём случае, в STUDIUM – это университетский портал, на котором содержится вся информация, имеется доступ ко всему. Здесь ты выбираешь курсы, отслеживаешь свои оценки, здесь же видишь списки соучеников, сюда преподаватели загружают учебные материалы и информационные объявления. 
10. Лекция длится не час двадцать пять минут, а по идее - 3 часа с перерывом 10-20 минут. Однако большинство преподов, как правило, отпускают раньше. Правда, наверно это связано с тем, что я учусь по вечерам. Знаете, в полдесятого вечера уже хочется спать, и профессору в том числе, поэтому до 22.00 студентов никто не держит. Что характерно - здесь нет звонков. А вот в первом моём университете был звонок, как в школе.
    

Convocation 2016, McGill University, Montreal. Церемония вручения дипломов в университете МакГил

ХИТРОСДЕЛАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

                На первый взгляд может показаться, что у местной системы образования много недостатков, однако при ближайшем рассмотрении понимаешь, что это не недостатки, а специально продуманный ход. Учить – так, чтобы не научить и, чтобы люди учились пожизненно, тратя на это своё время и деньги, в итоге так и оставаясь дураками. Образование в Северной Америке – это просто бизнес. В Канаде вам доведётся на каждом шагу встречать людей, которые эн лет учились на кого-то и эн лет работают кем-то, и даже будут бить себя пяткой в грудь, какие они классные специалисты в своём деле. Но вы будете удивлены тому, что такой дока может не знать даже самых азбучных вещей в своей области.
                Дело в том, что, если человеку выдать ключи от всех дверей – то он их возьмёт и откроет. Если однажды правильно выучить один язык, можно без особого труда освоить ещё несколько, особенно родственных. Если правильно научиться играть на одном музыкальном инструменте, несложно овладеть ещё несколькими. Когда люди здесь узнают, что я говорю на четырёх языках, удивляются: «Ой, ты наверно такая умная, это надо же!». Поэтому я в Канаде никому не сообщаю, что я говорю ещё и на украинском, тогда получится, что я знаю пять языков, и у канадцев вообще взорвётся мозг. Я смотрю на них и думаю: «Если бы меня так учили, как вас, – я бы и русский не осилила, не то, что иностранные. Слава богу, что я родилась, выросла, училась и работала в совсем другой стране». И потом: великое дело – говорить на украинском языке! Мама по-украински «мама», школа – «школа», сказать – «сказати» (сказаты), дерево – «дерево» (дэрэво). Правда, есть нюансы. Кот по-украински «кит», и кит  - «кит» (кыт)…
                Как фабрикуются болванчики и штампуются полиграфы полиграфовичи – вы поймёте, если придёте в канадский университет, колледж, техникум, школу и детский садик. Здесь чему-то вообще не учат, чему-то учат с прямо противоположной точки зрения. Чему-то начинают учить с конца, чему-то с середины, чему-то учат кусочками, не дав представления о предмете в целом. Очень наглядно это можно увидеть на примере обучения игры на фортепиано. Когда я смотрю на племянницу – у меня чуть ни слёзы на глазах наворачиваются. Руки-крюки, ноги болтаются в свободном полёте, глаза не там где надо, что там – даже считать человек не умеет. Для тех, кто не знает – счёт – это, собственно, основа музыкальной грамоты: то, что делает музыку музыкой, а не набором бессвязных звуков. Когда учишься играть, нужно либо считать, либо петь. Малая не делает ни того, ни другого. Для меня загадка и чудо – как она вообще научилась играть? Хотела бы я поприсутствовать на одном таком занятии – ЧЕМУ и КАК учит преподаватель музыки? Я подозреваю, что она играет детям мелодию, они её запоминают и потом пытаются воспроизводить по памяти и по слуху. С «Джингл Беллс» такое проканает, но «Лунную сонату» Бетховена таким нехитрым макаром ученик не осилит никогда. Когда я пожаловалась дядиной жене – она, выпускница Одесской консерватории, преподаёт в музыкальной школе скрипку, она сказала, что так и есть, в Америке такая же ситуация, как и в Канаде. Не умеют учить, не умеют учиться. «А вы по какой методике учите?» «-Я по своей, по нормальной, а кому не подходит, потому что это им тяжело – тот уходит. Но учить по-американски я не хочу».
                Если систему знаний представить как большой пазл, то в учебном заведении вам  на каждом курсе предложат собрать какой-то один фрагмент картинки, но вы так никогда и не узнаете, что за изображение получается в целом? Если изображён парк, то вы соберете озеро, и не будете знать, что это искусственный водоём, зелёную лужайку – и не поймёте, что это часть насыпанного холма, соберёте одно дерево, которое на самом деле является частью высаженной аллеи. Ну, а то, что это парк – специально сконструированное сооружение для специальных целей – догадаться будет довольно сложно. Так создаются очень узкие специалисты в каждой области. Врач по большому пальцу правой ноги, которому уже сложно  будет вылечить большой палец на левой; адвокат,  специализирующийся исключительно на бракоразводных процессах или на иммиграции; бухгалтер, который готовит только налоговые декларации и так далее. Я немного утрирую, но общий смысл таков. По этой причине в Америках, да и на Западе в целом удивляются русским людям, которые и то, и это умеют, и ещё «немножечко шьют». Я вовсе не сторонник кучи образований и не считаю, что человек может быть одновременно юристом и экономистом (последние годы в Украине такая мода появилась), или филологом и психологом, переводчиком и инженером. Но, на мой взгляд, если человек получил высшее образование, он должен хотя бы ориентироваться в своей сфере знаний, уметь проконсультировать и знать в  случае чего, где, как и какую информацию искать, уметь с нею работать. Британские учёные однажды рассказали, что человек задействует примерно 5% потенциальных возможностей своего мозга. С такими подходами, как в Канаде, мне иной раз кажется, что здесь задействуют 0,5%. В моей стране исхода, если человек хочет начать зарабатывать больше денег или построить новую карьеру – он, как правило, сам осваивает новые знания. Если в Канаде кто-то хочет хотя бы на полшага (в нашем понимании) продвинуться в профессиональном плане – он идёт в колледж или в университет на факультет перманентного образования, или на курсы повышения квалификации, которые организовываются крупными предприятиями. И всё это удовольствие стоит денег – оплачивает либо сам обучающийся, либо организация, на которую он работает.
                Что касается меня лично, то мне пришлось почти полностью сломать свою картину мира, чтобы начать обучение в канадском университете. Для человека, который в годы аспирантуры учился стать педагогом, осваивая методологию научных исследований и способы правильной подачи информации читателю/слушателю – это было, ой, как непросто. Поначалу я вообще ничего не понимала, просто потому, что то, что я привыкла видеть в виде текста – у них подано в графике, то, что в виде таблицы – текстом. Ещё нравится мне тема: то, что можно представить в одной большой понятной таблице, они изображают на 3-5-6 рисунках. В итоге ни хера не понятно, ни фига невозможно запомнить. Да что там, чтобы выучить, я просто переписываю конспект – размещая информацию таким образом, чтобы она мне была понятна и могла зайти в мозг хотя бы на время экзамена.

На территории университета МсGill

ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ:

1.                  Очень хорошая материально-техническая база.
Приходить на занятия – одно удовольствие: чисто, тепло, светло, уютно и красиво. А ещё я люблю качаться на стуле. Здесь такие удобные качающиеся стулья, прикрученные к партам! Мой любимый корпус – суперсовременный новый кампус в Лавале. Огромные аудитории-амфитеатры с панорамным остеклением, в коридорах – дорогая мебель. Кроме того, есть даже кухня, где можно приготовить себе еду и разогреть в микроволновке, а потом присесть на кожаный диванчик у окна. Фан и плэзир! :) Библиотеки – само собой. Про канадские библиотеки я напишу отдельный пост.
2.                  Доступность высшего образования.
Как я уже упоминала, в Квебеке существует система prêts et bourses[1], благодаря которой каждый канадец и даже каждый перманентный резидент Канады (коим я являюсь) может получить высшее образование. Для особо умных существуют бесплатные стипендии и гранты. Правда, могут накапливаться долги, если процесс обучения затягивается. Однако, когда нашёл работу, погасить долг – не проблема. Кроме того, если ты работаешь, учишься заочно и сам оплачиваешь учёбу – frais de scolarité вполне посильны, учиться может позволить себе человек и с небольшой зарплатой. Цена одно курса в университете – около 300 кадов плюс административные фис. Таким образом, сертификат обойдётся вам около 3000 кад, а диплом бакалавра – около 9000 кад. Но нужно добавить сюда цену учебников (они в Канаде дорогие), проезд и прочие расходы. Подчёркиваю, что это цена для местных. Для студентов-иностранцев цена образования намного выше.
3.                  Отсутствие коррупции.
В канадских ВУЗах не продаются дипломы и не покупаются оценки.
4.                  Большой выбор специальностей.
Выбор специальностей на любой вкус и цвет, особенно программ на сертификаты. Правда, когда у вас есть определённые ограничения (наличие, к примеру, всех трёх ступеней, возможность обучения по вечерам и т.д. и т.п.), круг значительно сужается.
5.                  Гибкость графика обучения.
Занятия в Монреальском университете проводятся 7 дней в неделю с раннего утра и до позднего вечера. Можно выбрать себе курс в удобное для вас время.
6.                  Возможность выбирать курсы по душе и вкусу.
Лишь часть курсов является обязательной программой, остальное можно выбрать согласно вашему интересу и/или необходимости.
7.                  Удобство университетских он-лайн порталов.
Студенческая жизнь очень удобно организована в Интернете, это позволяет всегда быть в курсе всего, а также экономит время: не надо никуда ходить, звонить, говорить с кем-либо. Все вопросы решаются он-лайн.
8. Преподаватели соответствуют базовым критериям.
Профессора бывают разные, но каждый из них соответствует минимальным требованиям: они хорошо говорят по-французски так, чтобы их было слышно и понятно.


ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ:

1.                  Обособленность профессуры от студентов и вообще от всех.
Канадская профессура – это отдельная каста, и они плевать хотели как на студентов, так и вообще на всех.
2.                  Обособленность студентов друг от друга, недружелюбная атмосфера.
Процесс обучения происходит индивидуально, а не коллективно, атмосфера конкурентная, и никак не ориентированная не то, что на дружбу, но даже на элементарную кооперацию.
3.    Непонятность и непрозрачность подходов оценки экзаменационных работ некоторыми профессорами.
В связи с пунктом 1 (обособленность профессуры) фидбэк, то есть обратная связь с профессором практически отсутствует, что противоречит самой идее обучения. То есть если ты что-то сделал не так, ответил неправильно на экзаменах/практических работах – ты, скорее всего, до конца своих дней так и не узнаешь, каков правильный ответ на вопрос и как надо было правильно выполнить задание.
4.                  Ни шагу влево, ни шагу вправо.
Теоретически перенести дату экзамена, если ты вдруг не можешь или не смог явиться – возможно, но практически проще застрелиться. Особенно, если постфактум, я полагаю, это вообще невозможно. В случае неявки – тогда просто остаёшься без баллов за экзамен, если он составляет большую часть оценки – значит, считай, ты провалил курс, и точка. И так во всём. Везде есть дедлайны и правила: не успел – значит опоздал. Как говорят сами преподаватели – не существует в Квебеке более забюрократизированной системы, чем университет, и это сущая правда.
5.                  Нет списка вопросов для подготовки к экзаменам.
Каждый экзамен – как коробочка с неприятным сюрпризом. Нужно готовиться тупо по всему учебнику, учить всё подряд, потом прийти на экзамен и всё равно обнаружить вопросы, об ответах на которые ты не имеешь ни малейшего представления.
6.                  Перманентное состояние подготовки к экзаменам.
Различные формы контроля знаний, в том числе экзамены, проводятся в течение всего триместра, таким образом, ты находишься в процессе подготовки к чему-либо на протяжение всего периода учёбы.
8.                  Нет сессии, нет перерывов между экзаменами.
Если вы - студент temp plein – и по расписанию у вас занятия в понедельник, вторник, среду и четверг, это значит, что у вас будет четыре экзамена подряд. Это мрак.
9.                  Нет возможности пересдачи экзамена, если тебя не удовлетворяет твоя оценка.
Нет возможности улучшить оценку. Можно заново взять курс, и то старая оценка всё равно будет фигурировать. Поэтому народ здесь делает так: как правило, после первой интры, если видит, что препод не нравится, или предмет неинтересный, или не успеваешь нормально подготовится – просто тупо бросаешь курс, тогда тебе это нигде не засчитывается. Только теряешь время и деньги, уплаченные за курс. Преимущество в том, что в аттестат не пойдёт плохая оценка и можно взять этот курс снова, или вообще не брать (если он не обязателен).

Кожаные диваны, пианино, хрустальные люстры. Это не лобби пятизвёздочного отеля. Это фойе общежития университета Мак Гилл

ДИПЛОМ, ЗАЧЕМ ОН ВООБЩЕ НУЖЕН?

                Что ж, на мой взгляд, образование – одно из самых больших tricherie[2] человечества. Люди массово каждый день садятся за парты в надежде стать умнее. И что в итоге? Восточные мудрецы говорят, что человеку не дано изменить три вещи в своей судьбе: дату и место рождения, дату и место смерти, а также уровень интеллекта. Вот на счёт второго я бы поспорила, а вот на счёт интеллекта я бы согласилась. Как много дураков с дипломами! И, как оказалось, среди людей с учёными степенями их тоже немало, увы…. Впрочем, это совсем другая история.
               Что касается конкретики, то вот лично моё мнение. Смысл моего обучения в университете в Украине заключался в том, что без него мне бы не выдали диплом о высшем образовании. Смысл моей учёбы в Канаде состоит в том, что без неё мне не выдадут канадский диплом о высшем образовании, который в свою очередь даст мне доступ к определённым должностям, которые дадут мне доступ к определённому образу жизни.
У меня 2 корочки, точнее 2 кусочка пластика – бакалавр и магистр экономики. За свою жизнь я ни одного дня пока что не работала по специальности,  однако предъявлять бумажки мне пришлось уже 4 раза:
- при поступлении в аспирантуру. А мне, кстати, ещё и стипендию за это платили!
- когда трудоустраивалась в милиции, так как я была оформлена на такой должности, на которой, согласно инструкции, должен был быть человек с дипломом;
- когда подавала документы на иммиграцию в Квебек. Мой диплом дал мне баллы за высшее образование плюс баллы за приоритетную специальность;
- когда поступала в Монреальский университет. Аттестата средней школы скорее всего недостаточно для поступления в канадский универ. На престижные специальности с ограниченным набором – точно нет. Нужно сначала пойти в колледж. О поступлении в UdeM, кстати, я писала вот здесь: Поступление в Монреальский университет
В остальном, не могу сказать, что спустя 5,5 и даже  10 лет учёбы в моём первом университете я стала умнее, чем была в 17 лет, когда туда поступила. Наоборот, помню, что тогда для подготовки к экзамену и для запоминания информации мне требовалось куда меньше времени, чем сейчас. Впрочем, в 17 лет голова не забита ещё всякой ненужной информацией, волнениями и переживаниями, работой, поэтому процесс обучения в юном возрасте происходит намного легче.
На одном из курсов, которые я успела пройти, профессор посвятил целую лекцию теории человеческого капитала, которая гласит, что образование – это инвестиции, которые окупаются. Однако это теория.  А я – пока не профессор, а добросовестный блоггер, который не хочет вводить читателей в заблуждение. Мы живём в современной Канаде, и реальность жизни такова, что здесь работать руками выгоднее, чем головой. Здесь, как некогда в СССР, рабочий зарабатывает больше инженера. Понятное дело, что есть разные инженеры и разные рабочие, и зарплатные сетки очень сильно варьируются в зависимости от множества различных факторов, но вместе с тем, в среднем рабочий может зарабатывать столько же или даже больше, или инженер столько, сколько рабочий или незначительно больше.
Смысл получения местного образования заключается в том, чтобы практиковать некоторые профессии, т.к. без местного диплома вас просто к ним не допустят. Теоретически мой диплом магистра приравнивается к квебекскому диплому магистра согласно эвалюасьон (бумажка, которую вам может выдать министерство). Практически я могу работать с ним в страховой компании или другой какой-то конторе кем-то, где важен не диплом, а опыт работы и где не предъявляются особые требования к позиции и кандидатам. Но, увы, работать с ним преподавателем экономики ни в университете, ни в школе, нигде – я не могу. Для этого нужно начать всё с нуля, что я и сделала в прошлом году. Потому, что я хочу продолжить семейную традицию по материнской линии и учить людей, как мой дед, и как моя мама. Если у вас нет таких глобальных планов – то лучше сначала хорошенько подумать, прежде чем начинать этот нелёгкий и тернистый путь – университетское образование в Канаде.
В целом же, в канадских университетах, как и в украинских, и, пожалуй, во всех университетах мира, рассказывают о том, "как космические корабли бороздят просторы вселенной". Грубо говоря - по верхам, обо всём и ни о чём, либо сугубо теоретические знания, либо уже устаревшие. В реальной жизни всё несколько иначе. Вот и моя кузина, проучившись столько лет в МакГилле по специальности бухгалтер, придя на работу впервые в жизни увидела баланс. В универе ей однажды на одном из курсов показывали баланс, и то - он был не совсем такой, с каким работают в реальности. 
О подробностях моего обучения в Монреальском университете я расскажу в следующей публикации, поэтому следите за обновлениями, кому интересна данная тема. Напоследок, пару слов о еде, как же без этого? Могу порекомендовать некоторые заведения, которые я успела посетить за последнее время:
RUEBENS – что в самом центре, на Сен-Катрин, хорошее место, европейская кухня.
Ramen-ya – японское бистро на бульваре Сан-Лоран в Португальском квартале. Мне понравился там суп рамен.
Кто знает вкусные и хорошие места на Плато Мон Руаяль – буду благодарна за наводку в комментариях.
До встречи за канадскими партами! :)  Кстати, с конца июня по всему острову Монреаль расставили уличные пианино, за которыми меня иногда можно не только увидеть, но и услышать, наигрывающую одесские мотивы.




[1] Долг и стипендия (фр.)
[2] Жульничество, обман (фр.)

2 комментария:

  1. Я не скажу за университетское образование в Канаде, к которому никакого отношения не имею, но раз ты упомянула племянницу и фортепиано, расскажу мое видение данной канадской особенности. В нашем городке есть балетная "школа", или вернее "балетная" школа, где преподаватель весит много, зато в розовой пачке и всегда добрая. Девочки-балерины что-то в этой школе делают, но это что-то никакого отношения к балету не имеет. Зато они все в юбочках и все довольные. Стоит это совсем недорого, и каждая девочка может поиграть в балерину. Смысл этой игры в балет такой - зачем огромное количество детей по всей стране мучить и растягивать до слез, когда можно отобрать из этой толпы, скажем, три девочки, у которых есть склонности и желание мучиться ради великой цели? Таких девочек отправляют в специальную школу, где их уже гоняют по всей программе. И такая школа уже будет стоить дорого. По-моему эта система не лишена смысла, и пусть Канада не рвет всех на Олимпиадах как Китай, зато все эти дети счастливы, что могут позволить себе поиграть в футбол, хоккей, балет, записаться в кружок драмы и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот это вы верно подметили. Здесь всё ради того, чтобы "быть счастливым", ради фана (fun). А если что-то не фан - никто не хочет этим заниматься или бросает сразу. Это местный менталитет. И, да, поэтому у Канады довольно посредственные успехи на Олимпиаде как для страны с человеческим потенциалом и с высоким уровнем благосостояния. Не говоря уже о том, что не слышно в масс-медиа о канадских виртуозах в танцах, музыке, кино на т.д. и т.п. С одной стороны, хорошо, что дети могут "поиграть в игру на пианино", в "балет" или "гимнастику", но с другой стороны. Я бы не сказала, что занятия пианино моей племянницы стоят дёшево. Совсем напротив. К тому же, к цене урока ещё надо добавить цену времени. Отвезти - привезти. Нужно либо платить няне за эту работу, либо, чтобы кто-то из родителей жертвовал своим временем. На самом деле, это колоссальные усилия и затраты. На мой взгляд, ради фана дешевле и проще просто на зелёной лужайке возле дома с ребёнком побегать это время. Музыка и танцы - это не для фана. В понимании "нашего" менталитета, музыка и танцы нужны детям, чтобы выработать некоторые физические и психические навыки и воспитать характер. Усидчивость, настойчивость, дисциплину, стремления к победе, принятие поражения, умение проигрывать и снова идти к цели и т.д. и т.п. С другой стороны, согласна, что очень многие родители в СССР и пост-СССР мучают своих детей до слёз, и это не есть гуд. Вырастая, дети это пианино ненавидят всеми силами души. Словом, важно найти золотую середину. Но здесь, в Америках, идея фана, я считаю, доведена до абсурда. Искусство требует жертв (с), без труда не выловишь и рыбку из пруда. Короче, две крайности, обе по своей сути деструктивны.

      Удалить