среда, 16 марта 2016 г.

Знакомство с Торонто, или попросту с Торонтивкой

— Прилетаю я на Таити… А вы не были на Таити?
— Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят.
Из м/ф «Возвращение блудного попугая»

Человек живет на планете, а не в государстве.
Виктор Цой
Я не знаю, кто поставил сюда этого лося, не знаю, зачем, но мне нужно было оставить хоть какие-то воспоминания о 40 кадах, заплаченный за вход на башню. 
Тем временем в Монреаль уже пришла весна!!! В один прекрасный день проснулась и услышала пение птичек кряканье чаек. Кря! Кря! Кряяяя! "Вот оно! Кажется, весна наступила" – подумала я. 
Мои социальные сети взорвались две недели назад - все написали, даже те, с кем годами не общалась. Одноклассники, подруги и даже мамы подруг. И все в шоке, оказывается, в Канаде проще попасть на концерт любимой группы, чем в Одессе! А что? Да в Канаде вообще всё проще! Из Канады и Москва стала ближе. Ещё одна мечта детства - рок-фестиваль "Нашествие". В этом году пропускаю, а вот в следующем году - почему нет? То, что раньше было недосягаемым - из Канады теперь кажется вполне реальным. И столицу давно мечтала увидеть! Но это всё потом, а пока Торонто. Кстати, подробно про концерт и встречу с Ильёй Лагутенко рассказано здесь.
Торонто. Давно не была в таком странном городе. Пожалуй, последний раз – никогда. Собственно, если бы ни Лагутенко, не выбралась бы туда в ближайшее время. Так странно: в лотерее вселенной, в которой, кажется, раздаётся всё всем как попало, люди часто получают то, что им вовсе не надо, и наоборот, для многих заветные мечты так и остаются высоким плодом под амбарным замком. На небе только и разговоров что о море. В Монреале только и разговоров, что о Торонто. «Нужно переезжать в Торонто», - слышишь с одной стороны. «В Торонто выше зарплаты», - зудят с другой стороны. «В Торонто больше работы», - подтверждают третьи ОБС. «В Онтарио хорошие дороги», - авторитетно заявляет ещё кто-то. «Да в Торонто вообще всё лучше!» - в дружный хор сливаются голоса отовсюду. Головной офис моей компании находится в Торонто. Я могу переехать хоть завтра, но зачем? Этот город мне ужасно не понравился, и я на переезд не соглашусь ни за какие деньги. Разве что за очень большие - да - и то, на время, потому что жить там, где не нравится – это наказание, которое нечем не компенсируешь.
В самом начале блога я писала о том, что однажды, шутки ради, подала документы на Манитобскую программу. Мне отказали, и, слава богу, потому что, когда я посмотрела на карту, прочитала про Винни, то отчётливо уяснила для себя, что вряд ли буду счастлива в этой канадской глуши. А уехать – просто ради того, чтобы уехать? Можно и так, но я хотела уезжать туда, где мне будет нравиться жить. И потом. Уехать в Виннипег из Одессы? Какое-то не комильфо! Так же понимаю теперь, что я бы не была счастлива и в Торонто.


Торонто – деловой и финансовый центр Канады. Здесь располагается Toronto Stock Exchange (TSE) - фондовая биржа, которая входит в десятку крупнейших в мире. Кроме того, здесь же находится University of Toronto – крупнейшее и престижнейшее учебное заведение страны. Город располагается на берегу озера Онтарио и представляет собой слитые между собой городки Этобико, Скарборо, Йорк и другие. Все это вместе называется Grand Toronto Area. По численности населения Торонто – самый крупный мегаполис Канады и один из крупнейших в Северной Америке. Хотя народу-то 2,6 миллиона. Всего-ничего по сравнению со многими городами мира. К примеру, Берлин – 3,5 млн, Москва –  более 12 млн., Мехико – более 8 млн., Токио – около 13 млн, Шанхай – более 24 млн.
Вообще, тем, кто приехал из таких городов, как Одесса или Питер, Москва, Киев, Львов или Харьков, американские города покажутся довольно убогими в своём внешнем облике. Ни в США, ни в Канаде таких городов не было, нет, и уже никогда не будет.
В день, когда выезжала из Монреаля, на улице было 2 марта и -18 градусов мороза. При этом светило яркое солнце. Торонто же встретил нулевой отметкой, мокрым снегом и серостью. Скажу я вам, дорога из Борисполя в Киев, запомнилась мне более красивыми урбанистическими пейзажами, что ли. Да что там, когда въезжаешь в Одессу по Николаевской дороге, то Посёлок имени Котовского выглядит лучше, чем то, что увидела я на въезде в город-жаль-что-не-герой Торонто. Вдали показались разбросанные высотки. Неужели это и есть даун-таун? Я ожидала увидеть канадский Нью-Йорк, или как минимум онтарийские Дубаи, что-то прям такое грандиозное!!! Но то, что предстало моему взору, напомнило мне Одессу – смесь Молдаванки – рабочего района 19 века и Поскота – рабочего посёлка советского периода.


Итак, моя поездка длилась по сути одни сутки и имела три цели: увидеть и услышать концерт любимой группы, посетить офис и познакомиться с коллегами в реальном пространстве, а за одно посмотреть одним глазом на город, о котором столько говорят. Конечно, этого времени мало, чтобы узнать что-либо, но  первое впечатление у меня составилось такое, что второй раз мне совсем не интересно. Хотя, понимаю, что летом, наверно там лучше и симпатичнее, наверняка должны быть уютные и красивые парки. Но их в Монреале хватает с головой.
Одной из первых я увидела улицу Bloor, на который располагается легендарный клуб Lees Palace. Улица похожа местами – на Молдаванку, а местами - на усовершенствованную Молдаванку. Сам же культовый клуб, центр местной музыкальной масскультуры представляет собою  сарай с закусочной бурито при входе. Внутри же он ничем не лучше, чем снаружи – как сельский ДК до ремонта. У нас на Молдаванке есть такие клубы и рестораны, что ни в какое сравнение с данным заведением не входят. Так что, с какой стороны посмотреть. В некоторых смыслах сравнение Торонто с одесской Молдаванкой – обида в сторону последней.

Памятник князю Владимиру
Небоскрёбы даун-тауна мне не понравились так же, как и старые дома. Они как-то неплотно прилегают друг к дружке, как бы не создают единой композиции. Другое дело в Монреале. За углом от моего дома, на улице Шербрук – высотки смотрятся намного элегантнее и симпатичнее. Совершенно потрясающий вид открывается со стороны Старого Порта – именно его часто публикуют на открытках. Но не менее красив вид, который не тиражируют, но который хоть раз нужно увидеть: я этой дорогой иду каждый день после работы домой. Это вид на гору Мон-Руаяль и небоскрёбы даун-тауна, который открывается со стороны Avenue Du Parc. Особенно красиво ночью, когда всё сверкает огнями, в парке горят фонари, а на горе светится крест.
Зато в Торонто один из крупнейших чайна-таунов в Северной Америке. Да что там говорить – когда ты в Торонто, трудно понять, где же ты на самом деле? В Китае? В Индии? Или чуть-чуть в России? Количество азиатов зашкаливает. Кроме того, и русскоговорящих больше, чем в Монреале процентов на 30 минимум. При этом никто не говорит по-французски. Слышна китайская, индийская, русская речь. В Монреале нет такого количества азиатов, вместе с тем проживающие здесь арабы и африканцы говорят между собой большей частью на французском языке. И от этого эти товарищи, такие не похожие на тебя, становятся, что ли более понятными и менее пугающими. Кажется, что Торонто - город, в который надуло отовсюду ветром людей каких попало. Думаете в Монреале так же? А вот и нет. В Монреаль надуло ни кого попало, а тех, кто говорит на французском. Те, кто не говорит по-французски - валят в Торонто. Да и чайна-таун в Монреале более интеллигентный, что ли.  В Торонто китайская торговля прямо посреди улицы так, как на Одесском Привозе. Вот идёшь по центральной улице – а там клетчатые трусы, носки и прочие товары первой необходимости. «Прэлэсть!»
 
Это не чайна-таун на одесской Молдаванке, это центр Торонто
Торонто удивил меня своей безликостью. Он ещё более мультикультурный, чем Монреаль, при этом всё на столько размыто, что не чувствуется костяка. Вот в Монреале очень много эмигрантов, при этом здесь ощущается доминанта, костяк из местного франко- и аглофонного белого населения. Здесь трудно забыть или не понять, где ты находишься. Всё кругом на французском языке, и люди вокруг говорят по-французски. На Францию не похоже, особенно зимой, когда всё в снегу. Значит, ты в Квебеке, Канада. Или вот, например, Дубаи. Там местное население в подавляющем меньшинстве, но ни на минуту невозможно забыть, кто здесь хозяин – арабы везде присутствуют, несмотря на огромное количество приезжих со всего мира.
Всё какое-то чужое, какое-то не такое. Не понравился и общественный транспорт. Понятное дело, кто в Торонто ездит на нём? Только студенты? У каждого человека есть своя машина. Наверно поэтому метро такое убогое. Снаружи оно выглядит как спуск в подземный переход, а внутри – как бункер с очень низким потолком и узкими коридорами. Вот у нас в Монреале метро с размахом: вход представляет собой отдельное здание, высокие потолки, мозаики, цветная плитка на каждой станции разная. Вообще, с трафиком у меня как-то не сложилось. Началось с того, что индус в будке (у нас, кстати, в такой будке белый человек сидит, как правило) сказал мне просто положить деньги в коробочку, и не дал никакого билета. А как же пересадка? А если мне нужно сесть на трамвай? Этой системы я не поняла. Видимо, у них как-то по-другому здесь всё устроено. Второй проблемой стало то, что я не могла перейти улицу. Вот идёшь, оживлённая улица, пересекаемая другими, менее оживлёнными, и на перекрёстках отсутствуют светофоры. В Монреале даже на самой узкой улочке присутствует светофор, а если его нет, можно перейти, т.к. и трафика особого нет. А в Торонто и трафик есть, и светофоров нет. Понятное дело, кто ж ходит по улицам – все только ездят. Ну а если ты припарковался далеко, как идти? Короче, чтобы перейти на другую сторону, мне пришлось пройти 4 квартала прежде, чем я нашла светофор.


В русском комьюнити этот город называют «Торонтовкой», а в украинском – совсем иначе. «Торонтивкой». Как по мне, Торонтовка отдаёт чем-то более городским как бы. Поэтому украинское определение считаю более уместным. Вот точно: большое такое, огромное село с кучкой высоток посередине.
Забавно, торонтийцы, торонтовчане, или как их назвать – прям как киевляне, честное слово: думают, что весь мир только спит и видит, как переехать в их город. Когда рассказала знакомым и коллегам, что еду в Торонто на день – почти каждый спросил: «Переезжаешь?». Местные жители от своего села в восторге, видимо, поэтому им кажется, что каждый мечтает здесь жить. Типа как переехать из Одессы в Киев ))))
Зато цены здесь – просто космос. Логично было бы, если бы в таком селе было всё раза в два дешевле, чем в Монреале. Ан нет. Всё наоборот – в два раза дороже. Огромные цены на всё. Недвижимость, аренда, страховки и всё на свете.
Поднялась я на самую главную достопримечательность города – CN tour. Из всего аттракциона мне только катание на лифте вверх и вниз понравилось. А цена – целых 40 долларов (с таксами). За что, спрашивается?! Там же не на что  смотреть. И это ещё был будний зимний день, говорят, летом там многочасовые очереди и толпы народу. Кстати, не ходите туда с рюкзаками, как я, так как при входе всех проверяют. Меня проверили два раза, т.к. я после первой проверки случайно вышла, и вернулась снова ко входу. Местный китаец был вынужден снова досмотреть всё моё имущество….. Вот у нас с горы Мон-Руаяль такой замечательный вид на город открывается совершенно за бесплатно, что ни с какой башней не сравниться. А ещё в Монреале есть улицы Сен-Катрин, Мон-Руаяль, Сен-Дени, Старый Порт, Ботанический Сад, да вообще много всего!


В гостях у нового друга
Это был мой самый первый раз, когда выехала на пределы Квебека, и двигалась на Запад. До этого я выезжала только на восток от Монреаля, то есть не покидала пределы провинции.
Из Монреаля в Торонто можно добраться множеством способов: на своих двух, на частном вертолёте, на автомобиле, самолётом, поездом, и, конечно же, по старинке, то есть на автобусе. Но от дурной головы, как говорится, и ногам плохо. Почему я ехала через Оттаву – не знаю. Просто факт того, что я взяла билет через Оттаву я обнаружила, когда уже расплатилась, и у меня в руках был сам билет. Но лучше, так не ездить, конечно. Автобус был очень хороший – с кожаным салоном, туалетом и вай-фаем, но очень долго (восемь часов) и очень дорого, даже с учётом значительной скидки по студенческому билету. Вот есть хороший сайт http://ca.megabus.com//default.aspx с лоу-кост автобусами. Такой экспресс доставит вас в Торонто примерно за 6 часов. Но удобнее всего самолётом, конечно же! J
Квартиру на ночь я нашла снова на AIRBNB. Всё-таки очень простой и удобный сервис. И что мне нравится – можно познакомиться с людьми, посмотреть, как и чем они живут. Это очень интересно. Куда интереснее, чем останавливаться в обезличенных гостиницах с типовыми номерами.


Собираясь в Торонто, бронируйте себе квартиру как можно раньше, т.к. я, к удивлению своему обнаружила, что все предложения в центре, которые подходят мне по цене (и даже те, которые не подходят!) – уже заняты. К тому же, у многих хозяев возможен заказ минимум на двое суток, а в моём случае это не подходило. Нужно иметь и это в виду. Но на моё счастье, всё-таки нашлось для меня место неподалёку от клуба, где я собиралась провести вечер. Целых 80 долларов. Такая же комната в центре Монреаля обошлась мне в своё время 40 кад за сутки. Вот вам и Торонто!

Что понравилось - трамваи. Они называеются street car. Мне их не хватает в Монреале. С ними бы он был бы больше похож на Одессу
Меня встретила хозяйка – учительница на пенсии, очень милая, интеллигентная и приятная женщина. Вообще, нужно сказать, что в стране, в которой всё наоборот, здесь в самом деле всё с ног на голову. Здесь очень милые и приятные пожилые люди. Одно удовольствие с ними общаться. Молодёжь – наоборот. Впрочем, это отдельная история. В доме играла классическая музыка и царила какая-то очень особая и умиротворяющая атмосфера. И типичный американский интерьер. Здесь так все люди живут, но я-то по-прежнему думаю, что это кино. Как будто декорации голливудского фильма. В гостиной меня встретил огромных размеров кот, сидящей на тумбе, и, как будто чего-то или кого-то выжидающий.
- Это мистер Тиби.
- Какой же он большой!
- Да, он большой, и он очень дружелюбный. Он любит гостей, ко всем хорошо относится. Вот видите.
Я погладила кота, и он, как оказалось, был совсем не против. Далее он проследовал за нами в комнату, когда Джуди повела меня на второй этаж, но быстро поспешил удалиться, когда увидел, что я раскладываю свои вещи.
- Вообще, это комната мистера Тиби. Мы недавно её стали сдавать, до этого он здесь жил. Он как будто и не против, привык. Вы его не пугайтесь, если что.
- Он приходит ночью, шумит?
- Нет, что вы! Вовсе нет! Он тихий. Но всё же…. Понимаете, он всё ещё считает, что это его комната.
И только на следующий день я поняла смысл этой фразы. Когда утром я окончательно собралась, чтобы покинуть дом, рюкзак уже стоял на полу возле двери, а я одевала куртку – кот, быстро оценив обстановку, заглянув в отрытую дверь. Я ещё не успела покинуть помещение, но он уже резво вбежал в комнату, и стал запрыгивать на кровать. Осилил только с третьей попытки, после чего с хозяйским видом разлёгся и стал смотреть на меня. «Вот кто здесь хозяин!» - как будто говорил кот. Одному только богу известно, что там творится в котячей голове, но, этот кот, видимо, как человек. Когда понял, что постояльцы - теперь неотъемлемая часть дома, он, похоже, внушил себе, что это он по своей доброй воле уступает свою жилплощадь. Как бы сдаёт в аренду, оставаясь при этом полноправным хозяином и периодически возвращаясь в комнату, когда никого нет. Я стала его чухать, а он размурчался от удовольствия. Не хотел меня отпускать, даже бежал следом, как бы провожал. Что ж, до новых встреч, мой новый друг, Мистер Тиби!

Старинный особняк, в котором я остановилась. А вот такие дома мне нравятся! Хотя монреальские с металлическими лестницами мне кажутся красивее.
На русской вечеринке
В прошлом посте я вкратце рассказала о цели моей поездки в Торонто. Так, это был концерт группы «Мумий Тролль». Надо ли говорить, что мною в тот вечер в клубе не было замечено даже полтора иноязычных человека? И неудивительно. А мы часто ходим на концерты китайских групп, которые собирают миллионные китайские стадионы у себя в Китае? А на выступления певцов из Индии? Лично я ни разу не была. Вот по этой же причине, кому нужны русскоязычные исполнители, кроме как ни русскоязычным? Хотя Лагутенко пытается уже много лет продвинуть своё творчество на Западе, есть целый ряд песен на английском языке. Что меня всегда удивляло, как человек, проживший в англофонной среде и обладающий абсолютным музыкальным слухом, может петь и говорить с таким сильным акцентом? Думаю, это фейковый акцент. Хотел бы – говорил нормально. В эмиграции многие люди специально лелеют свой акцент, таким способом сохраняя свою национальную идентичность. Как оказалось, доказанный социологами факт. Впрочем, это отдельная тема…..


Давно я не видела столько красивых, белых и хорошо одетых людей в одном месте. С тех пор, как уехала из Одессы. Ну и не увижу в ближайшее время. И вместе с тем – уже никто тебе не улыбается, все толкаются, и никто не извиняется, никто не делает никаких комплиментов, и никто тебя ничем не угостит за барной стойкой. Что и говорить, в тот вечер я ни с кем не познакомилась, что в общем-то исключительный случай! Когда я выходила – хозяева дома рассыпались в комплиментах мне – о том, как элегантно и шикарно я выгляжу. От русскоговорящих вы ничего подобного не услышите ни в Одессе, ни здесь. У многих людей выражение лица, как будто они не пришли «хэв фан» на такой редкий концерт любимой группы, а будто их силой сюда затащили отрабатывать повинность: и в эту Канаду, и в этот клуб. И ещё. Русские в общем-то жадные в большинстве своём. Меня многие спрашивают, мол, на Западе, в странах развитого феминизма, не принято платить за женщину, неужели ты сама за себя платишь? Я не знаю, где как принято. Не скажу вам за весь Запад и за всю Канаду. Скажу только, что, если есть мужчина – лично я ни за что никогда нигде не плачу, это моё личное жизненное кредо. Моё время стоит денег, и мой внешний вид стоит денег, да и вообще, не комильфо это. Считайте меня старомодной. Да и здесь как-то проще к этому относятся. Здесь тебя могут просто так угостить коктейлем, и если ты не хочешь знакомиться – он даже не будет требовать с тебя твоего имени, а тем более, каких-то там номеров телефонов. В Одессе же, каждый мужчина, который угостил тебя чашкой кофе, на полном серьёзе считает, что ты в этот же вечер должна ему отдаться……


Кроме того, здесь я ощутила что-то невидимое, но отчётливо витающее в воздухе. Эти все люди, говорящие со мной на одном языке – по сути-то, такие же иностранцы для меня. В клубе в тот вечер собрались очень, очень разные люди: из разных городов Канады и из разных городов и даже стран исхода. Большинство из присутствующих родились в одной стране, имя которой СССР, с другой стороны, прошло более четверть века с тех пор. Каждый из осколков громадины пошёл по какому-то своему пути, да и столько лет нам внушали, что мы не вместе, а врозь, что мы в конце концов в это поверили. "Ээээ нееет, ребята, я точно не в "Ибице", и я точно не в Одессе. Я не дома. Вы все – такие же чужие для меня, как и всё вокруг". К тому же, пути господни, ведущие в Канаду – неисповедимы. Русскоговорящие эмигранты – очень разношёрстная публика. Лишь часть из них попало по эмигрантской программе, как и я. А кто-то приехал за мужем, кто-то – за женой. Кто-то по работе или бизнесу, а кого-то закинули родители. Кто-то приехал сюда в детстве, кто-то в юности, а другие в сорок лет. Мы все такие похожие, и такие разные, истории такие одинаковые и такие отличающиеся друг от друга……
«Да, народ, занесла вас нелёгкая сюда, за тысячи километров от Родины» - подумала я, вырываясь из создавшейся на ровном месте беспорядочной и бузящей очереди…….

Toronto Coach Terminal, автостанция в даун-тауне
****

Вот так. Скажем «гуд бай!» ещё одному канадскому мифу о великолепном Торонто! К слову сказать, поездка на сутки туда обошлась мне около 450 долларов. За эти деньги я бы могла слетать на недельку до второго отдохнуть в Комарово  на Доминикану  :-( 

Около полпервого ночи вернулась домой, вышла из метро. Как глоток свежего воздуха. «Хаят» на месте, Комплекс Дежардан на месте, Площадь фестивалей по-прежнему здесь же. Живите сами в своём Торонто, а у нас в Монреале будет машин меньше, и воздух чище. 

9 комментариев:

  1. У меня очень похожие впечатления от Торонто, хоть я был там несколько раз по неделе. Но там есть свои плюсы. В Торонто гораздо больше всяких фестивалей, концертов и движух. Там действительно выше зарплаты. Там больше вкусных китайских и индийских мест, чем в Ванкувере, но! Там даже близко нет таких суши, как Ванкувере :)

    Честно говоря, я вообще удивлен, как у тебя после иммиграции не отбило желание даже слушать русский рок и уж тем более на их концерты ходить))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арсений, ну понятное дело, что выше зарплаты - только вот это "выше" (вот этот кусочек) и съедают цены на жильё (аренда и покупка), страховки и всё остальное. В итоге так на сяк получается. Больше фестивалей по сравнению с чем? С Ванкувером? Может быть, но вот по поводу Монреаля не уверена. В Монреале летом столько фестивалей, что не думаю, что в Торонто их больше. Не-а, не отбило, читай предыдущий пост. Я наверно уже слишком "старая", чтоб изменить в себе некоторые вещи и/или пристрастия :)

      Удалить
    2. Ну в Ванкувере цены на жилье еще выше, а зарплаты ниже.
      Концертов всяких годных чуваков и чувих точно больше! Не локальных артистов, а мировых глыб всяких. Еще там Торонто Рапторз, но это точно не к тебе. Я тебя не уговариваю, мне самому Торонто не нравится, просто там тоже есть хорошие вещи. Как для меня там вообще жить невозможно — везде и всюду ехать, и не меньше получаса почему-то. Не дай боженька из Скарборо в Этобико общественным транспортом, да и на машине в час пик — радости мало. Ну а то, что в Ванкувере я после работы вечером на лыжах катаюсь и миллион трейлов в горах, лесах и даже пустыне — это вообще разрывает всё остальное))))

      Удалить
    3. Странно, я почему-то думала, что в Ване и ЗП выше))) Хехе. Вот доберусь я до Ван Кувера - тогда и о нём напишу пост! Но мне всё-таки кажется, что мне ваш город понравится больше - вот судя по картинкам из Инета. Я люблю горы и красивую природу! Что касается Торонто - то он, безусловно очень неплохой город для жизни (если сравнивать глобально города мира). Помню, мелькал какой-то рейтинг недавно, и Торонтивка была на перво месте. Просто, теперь, когда я живу в Монреале, у меня все города будут в мыслях сравниваться с Монреалем. А наш город - в самом деле очень необычный, красивый, зелёный, интеллигентный и с очень хорошей инфраструктурой, что называется "всё для людей". Поэтому, возможно, многие города мне теперь не понравятся, и это вовсе не значит, что они плохие. Просто мы зажравшиеся ))))

      Удалить
    4. Мы скоро посмотрим на Кебек и сравним :)

      Удалить
  2. В Торонто нужно ехать летом - на островах мне понравилось .. а вообще от русских, давно поживших, как в Монреале так и в Торонто слышала одну и ту же фразу, слово в слово: задолбала меня эта нищета

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) На то есть свои причины. Во-первых, зависит от того, где они жили на Родине, в каком городе и каком районе. Во-вторых, даже, если обитали не бог весть где - чем больше живёшь за границей, тем меньше в воспоминаниях о Родине остаётся плохого. В большинстве случаев. Это свойство человеческой памяти, - забывать негатив. В-третьих, "наши" почему-то любят поселиться в каких-то гетто-районах, а потом жаловаться. Кот-де-Неж, Кот-Сен-Люк, Иль-де-Сёр. Зачем? Вот это для меня загадка....

      Удалить
    2. ..В-третьих, "наши" почему-то любят поселиться в каких-то гетто-районах, а потом жаловаться. Кот-де-Неж, Кот-Сен-Люк, Иль-де-Сёр. Зачем? Вот это для меня загадка.... Не поняла предложение.Почему зачем Иль-де-Сёр?
      Вероятно так и есть

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить