понедельник, 16 ноября 2015 г.

Бонжур, Estrie! Я в настоящей квебекской деревне

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
Антон Чехов, рассказ «Крыжовник»


Квебек – удивительно большая и красивая страна. По площади – это примерно три Украины или Франции. Или одна Монголия. Квебек больше, чем Перу, но меньше Мексики и чуть меньше Ирана. Можно очень долго ехать, ехать, ехать в итоге упереться в океан.
Для такого товарища, как я,  который пока ещё не обзавёлся собственным авто, открывать эту огромную страну непросто. Правда, здесь существуют удобные и доступные сервисы аренды авто, но проблема в том, что я не водила машину с тех пор, как получила права, а это было много лет назад. К тому же, я училась на механической коробке передач. Однако в Канаде хорошо развиты многие виды транспорта: авиационный, железнодорожный, паромный. Кроме того, существует множество автобусных маршрутов. Автостанции и автобусы здесь очень комфортабельные, оснащены бесплатным вай-фаем – путешествовать быстро и приятно, хоть и цены кусаются. Однако в большинство углов Квебека автобусами не добраться. В мелких городах и ПГТ живёт немного народу, трафика почти нет, и все перемещаются на собственных авто. Вообще, автомобиль в Канаде – не роскошь, а средство передвижения. У всех есть как минимум одна машина. Я имею в виду тех, кто живёт за пределами мегаполиса. Правда, в некоторых муниципалитетах существует что-то типа местного такси по вызову. Кроме того, распространён ковуатюраж[1].

Данвиль. Город примечателен тем, что здесь умещаются целых пять видов церквей

В этот раз я выезжала с Центрального автовокзала Монреаля, который находится в центре города, неподалёку от UQAM[2]. На конечной города Шербрук меня подобрала Мари-Пьер, но до Асбестоса было ещё сорок минут езды.
Мари-Пьер – очень приятная кебекуа моего возраста, ожидающая своего первого ребёнка. В следующем году в муниципалитете случится настоящий бейби-бум – целых девять беременных женщин, небывалый показатель за последние годы.  Мари учила историю в университете Шербрука, у неё есть сестра и два брата, в гостях у одного из них мы побывали на третий день. Их отец – мэр города Сен-Адриен. Вообще, быть мэром маленьких городов Квебека, как я поняла, – хлопотное и неблагодарное дело. Они получают около 9 000 кад зарплаты в год, при этом очень много ответственности, общественной работы, которую надо совмещать с обычной работой, на которой зарабатывать деньги на жизнь.


Три озера
Итак, MRC des Sources расположен в регионе Estrie. Носит своё название в честь того, что здесь находятся истоки нескольких рек. Объединяет семь населённых пунктов, два из которых – Асбестос и Данвиль имеют статус города, население всего муниципалитета – около 14 000 жителей. География - шикарная: два часа езды до Монреаля, два часа до Кебек-вилля и двух часов до границы с США. Что интересно – в регионе проживает немало англофонов, в частности в Данвиле. Так сложилось исторически - собственно, англичане первыми поселились на данной территории, позже к ним подсоединились американцы (те же англичане, шотландцы, ирландцы). Потом кебекуа создали свою епархию, и вокруг церкви, как водится в Квебеке, образовалась и забурлила франко-жизнь региона. Узнать некоторые исторические факты из первых уст лично мне было интересно, так как я почему-то считала, что англоговорящих поселений за пределами Большого Монреаля в Квебеке не существует. Это не так. Разбросаны потомки англосаксов по всей провинции, не все тикали после Тихой революции.



Вообще, если меня спросят, что такое Квебек в двух словах, то я отвечу просто: представьте, что вы во Франции, только территориально в Северной Америке. Я это прочувствовала, только выехав в деревню, за пределы острова Монреаль. Потому что, как я уже писала, остров Монреаль – территория эксперимента. Монреаль – есть Монреаль, это уникальное место, это бурлящий котёл всего и вся. Город франкофонов, англофонов и эмигрантов. Здесь люди всех цветов радуги говорят на всех языках мира. А за пределами Монреаля живут люди, говорящие на французском языке, которые похожи на французов, и носят французские имена. К сожалению, я ни разу не была во Франции, но за три дня в квебекской деревне у меня впервые сложилось такое впечатление, будто я нахожусь где-нибудь в Бургундии, Нормандии, Бретани – словом в стране галлов.
Снабжение, я вам скажу, в деревне получше. Чтобы купить продуктов на три дня, мы заехали в «Метро» - есть такая сеть супермаркетов в Квебеке. С европейской сетью «Metro Cash and Carry» общего ничего не имеет, кроме названия. Загородный «Метро» намного больше моего, что на проспекте Парк, и выбора там больше, и прилавки понятно расположены, и сыру там огромный холодильник, а не маленькая витрина.
В первый день была дружественная встреча-знакомство в кофейне в Данвиле, на которой присутствовали представители Амплуа Кебек и центра содействия предпринимательству. Рассказывали о возможностях и потребностях региона. Характерно, что заведение обычно работает только до обеда, даже в пятницу. Но ради нас они в этот день работали аж до четырёх часов вечера.
 
Так выглядит традиционное местное кофейно-закусочное заведение

Вечером - ужин с фондю в шале, на берегу трёх озёр, в котором мы и остановились. Шале представляет собой двухэтажный дом в стиле рустик, на первом этаже которого расположена кухня, столовая, гостиная, на втором – четыре спальни, декорированные в разные цвета каждая: лавандовый, красный, зелёный. Очень приятная и домашняя атмосфера. Впервые в жизни в отеле я почувствовала себя как дома. Оказалось вдруг, что я очень люблю такой стиль, и свой загородный дом я бы сделала именно таким. На стенах развешаны старинные фотографии в рамках. Я подумала: у меня практически не сохранилось не только фотографий, но и сведений о моих предках и их жизни до революции. А здесь, в Квебеке, люди не знают, что такое война и революция, поэтому жизнь течёт своим чередом, своим многолетним укладом. 


Однако самая большая ценность этого дома, на мой взгляд, это, конечно же, старинное пианино. В тот вечер на нём звучали всемирно известные мелодии, а также русские романсы и одесские мотивы. Странная штука - жизнь. Я – за тысячи километров от Родины, а вокруг меня совсем другие люди. И это не они – иностранцы, это я – иностранка, прилетевшая как будто бы с другой планеты. Чужая душа – потёмки. Какие же потёмки душа, имеющая совершенно иное культурное прошлое. Трудно сказать, знакомыми ли им показались мои мелодии и отозвались ли чем-то в их душах? Во всяком случае, я старалась вложить часть своей в звуки. Музыка – то, что объединяет людей без слов, и доступно для понимания без языка, она напрямую проникает в сознание без кода в виде букв или иероглифов……


Моя комната с видом из окна на три озера


Хочу  сказать, что здесь, в Канаде, я встречаю интересных людей с очень любопытной судьбой. Вот, например, Николя, более десяти лет назад покинул Францию, до Квебека жил в испанофонных странах. Говорит, что было трудно эмигрировать в Канаду, и на это ушло три с половиной года. Я никак не комментировала, а про себя подумала, интересно, а как было мне, человеку, не говорящему по-французски, и зарабатывающему в год столько, сколько для жизни в Канаде хватит только на пару месяцев? Ещё познакомилась с Элоди. Она сама из Бельгии, но жила в Швейцарии, Великобритании, Франции и Гане. В итоге нелёгкая закинула её в Квебек, и она вышла замуж за парня из Мексики, который вначале был просто ко-локатером, а теперь стал отцом её ребёнка……

Шале в Уоттоне с видом на три озера
В субботу был очень насыщенный день. Встреча в библиотеке, где Марк, специалист по истории края, очень увлекательно рассказывал о том, с чего и как всё начиналось, что и когда происходило на территории региона. Сама библиотека – занимательное здание. Оно было построено как церковь в начале 60-х, а со временем её переоборудовали под библиотеку. Однако церковная атрибутика осталась: крест на самом здании, изображение страданий Христа, а также орган.

Библиотека города Асбестос

Далее – экскурсия на местное транспортное предприятие. Владеет и управляет им молодая семья кебекуа, но основана была ещё отцом владельца. Правда, тридцать лет назад у них было всего-то пару грузовиков, небольшое количество сотрудников, паркинг, мастерская и офис были практически в одном лице. Сейчас у них десятки авто, офис, ремонтная мастерская, в штате диспетчера и водители – словом, всё, как положено. Не так давно начали выполнять перевозки не только по Квебеку и в Онтарио, но и в Соединённые Штаты. Оказалось, что только морда грузовика стоит порядка 150 тысяч долларов, а вместе с прицепом цена автопоезда под 200 кусков. Дорогое однако удовольствие.

Монстр на ремонте
Вообще, я так поняла, профессия дальнобойщика в Канаде чем-то сродни профессии моряка в Украине. Человек не живёт нормальной жизнью, всё время в пути, семья забыла, как он выглядит, праздники – тоже в дороге. Зато с завидным постоянством на карточный счёт этому страдальцу и его супруге поступает энная сумма денег. Правда, сейчас, как говорят, лавочка отчасти прикрылась, т.к. государство стало регулировать количество часов, которые дальнобойщик может проводить в дороге без перерыва, а значит, уже нет возможности законно делать сверхчасы, чтобы дополнительно зарабатывать деньги. Вместе с тем, работа, как оказалась очень стрессовая. Необходимо приехать на погрузку вовремя, в противном случае завод, или предприятие, которое отгружает/загружает выставляет счёт со значительной суммой штрафа. В запаре не только водилы, но и диспетчера, т.к. им нужно правильно скоординировать заказ, отправить машину в нужное время в нужное место, не допуская простоев, т.к. это тоже денежные потери.


Собственно, карьер. 
Не только у одесситов есть чувство юмора :)
После предприятия был обед «резотаж»[3], в котором принимали участие местные жители, в том числе несколько мэров городов региона. Была и женщина-мэр, мать четверых детей. А также ни на кого не похожая Доминик – девушка из Кот-д-Ивуара. После девяти месяцев жизни в Монреале нашла работу здесь, в химической лаборатории, купила себе дом и переехала. Говорит, все ей очень помогали, и она ни дня не чувствовала себя одинокой, хоть и приехала, как она выразилась, «одна как птица».


Потом – частная мини-пивоварня, дегустация пива с подробным рассказом хозяина об открытии заведения и о сакральном процессе пивоварения и его тонкостях. Вообще, я заметила, что народ здесь, в провинции, ну  совсем «не любит» поговорить. Всё время пребывания в регионе мне казалось, что каждый из местных людей, если его или её не остановить, может рассказывать до утра – о своём городе, соседях, доме, работе, жизни и обо всём на свете. Из фактических данных, которые меня как экономиста интересовали: на открытие пивоварни с момента идеи и до первых посетителей ушло примерно 1,5 года, а на то, чтобы окупить вложенные средства потребуется примерно 7 лет. Как само пиво? Конечно же, очень вкусное. Из шести видов был даже один, который я никогда не пробовала, хотя я любитель этого дела, чего уж греха таить J  Однако самое вкусное пиво, которое я когда-либо пила – это на заводе «Крушовице», настоящее чешское пиво!

Пивоварня "Седьмая мельница"
Франция, Квебек, Бельгия и я из Украины
Завершилась суббота концертом очень популярной квебекской исполнительницы Klô Pelgag в местном сельском клубе. Не могу сказать, что это моя музыка, но было очень эмоциально, эффектно и необычно. Собственно, это был первый музыкальный концерт, который я посетила в Канаде. Интересно, так много всего каждый день происходит со мной впервые в жизни, что я уже привыкла и не фиксирую на этом внимание.





В воскресенье была экскурсия по местности, а также я побывала в гостях у нескольких кебекуа в настоящих эко-домах. На телеге, запряжённой двумя лошадками, нас везли по просёлочной дороге, которую местные жители переделали из лесной тропинки. Последние годы в пригороде Асбестоса, на краю леса выросла целая дюжина эко-домов. Это безумно красивые и уютные деревянные дома со всеми удобствами, но на природе. Честно говоря, я не поняла технические детали, как именно всё работает. Ну, так уж устроен человеческий мозг: то, что трудно для понимания даже на родном языке, становится практически недоступным на иностранном. Чтобы соорудить такой дом, требуется год-полтора. Как правило, мужики сами строят, и помогают друг другу по-соседски.  Кроме того, мы побывали на частной территории, на опушке леса с видом на гору Mont-Ham.

Эко-дома

Местные жители собирают грибы и держат кур, а также других животных, и обмениваются друг с другом эко-продуктами. Словом, жизнь в квебекской деревне совершенно иная, нежели в Монреале. Здесь люди живут дружной общиной как одна большая семья. Все друг друга хорошо знают, кто, что, когда, чего и зачем. Поход в лавку занимает не меньше часа, т.к. нужно время, чтобы пообщаться с людьми, которых встретишь в магазине. Все друг другу говорят «Привет!». Мари-Пьер поделилась воспоминаниями, что, когда она приехала учиться в Шербрук, ей было удивительно и не привычно, почему люди на улице ей не говорят: «Привет!».


В квебекской деревне огромные пространства, свежий воздух и необыкновенно звёздные ночи. В Монреале вечером, конечно же, нет столько звёзд. Вообще не помню, когда я видела такое красивое небо в последний раз. Такое небо бывает только где-то за городом, в дали от шума и суеты мегаполисов. Здесь, в Квебеке, вот я и увидела настоящее чеховское небо в алмазах в тот необыкновенно тёплый ноябрьский вечер в Уоттоне……

Вид на гору Мон-Хам
Но самое удивительное, что в эти три дня я встретила множество людей, инопланетян, которые не знали, что такое революция 1917-ого года, Гражданская и Мировая войны, концлагеря и коммунизм, перестройка и развал государства. Им ничего не известно про дефицит товаров первой необходимости, про гиперинфляцию или курс американского доллара, который вдруг в одночасье меняет твою судьбу. Эти люди родились совсем в иной среде и живут своей неторопливой и безмятежной жизнью, совершенно отличной от той, которой жили и продолжают жить люди в стране, которую я покинула……
To be continued…….




[1] Covoiturage (фр.) – совместное использование автомобилей, сервис попутчиков, нет аналога в русском языке
[2] Университет Квебека в Монреале (фр.)
[3] Reseautage (фр.) – networking (aнгл.) – нет аналога в русском языке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий