среда, 14 октября 2015 г.

Система общественного транспорта STM

В конце своего второго дня в Канаде, в воскресенье вечером я сказала себе: «Выходные – это хорошо, но завтра – понедельник, пора приступать к новой жизни». В девять утра мне нужно было быть на курсах по интеграции в центре помощи эмигрантам, который находился на другом конце города. Я посмотрела на Гугл-карту, на адреса, которые мне ровным счётом ничего не говорили, на расстояния, вздохнула, а утром вышла почти на два часа раньше, переполненная страхом, перед тем, как я, собственно, буду добираться в незнакомое место в незнакомом городе в новой стране. И все эти волнения были напрасны. Кассир в будке STM в метро мне показала, на какую ветку садиться и на какой автобус пересесть. Водитель в автобусе сказал, где выходить. А прохожая на улице объяснила, в какую сторону идти, добавив в конце «мерси». Это она, пожилая дама, мне всё рассказала, и мне же сказала «спасибо». Впрочем, монреальцы – это отдельная история, и о них я напишу в следующем посте. В итоге – я не то, чтобы не заблудилась ни на одном этапе пути, я приехала на полчаса раньше. Вот это дела! Пожалуй, это и был первый культурный шок.


                Что хочу сказать – заблудиться в Монреале, сесть не там, уехать не туда – это практически нереально. То есть вполне возможно, но нужно приложить максимум усилий. Либо быть в полубессознательном состоянии. За почти два месяца я побывала в нескольких концах города, плюс постоянно наматываю круги по своему району (даун-таун), и ни разу не было никаких трудностей с поиском нужного маршрута и адреса. Есть вероятность разве что уехать на автобусе не в ту сторону – но для этого есть водитель, у которого спрашиваешь направление, и, если совпадает, едешь, если нет – нужно перейти на другую сторону улицы. Зачастую же направление высвечивается большими буквами бегущей строкой на морде автобуса. Даже и спрашивать не надо. Пару раз только в состоянии сильной усталости в конце дня садилась в противоположную сторону в метро, но когда слышала объявление не той остановки – сразу же выходила и пересаживалась в правильном направлении.

Это почтальон, CANADA POST. Такие машины доставляли в бюро эмиграции  мои письма счастья, благодаря которым я и оказалась здесь.
Система общественного транспорта города Монреаль организована довольно разумно и эффективно. Да, многие бузят, и я тоже иногда, что, мол, автобусы медленные, а по выходным дням временные интервалы между поездами в метро длинные. Но это так, мелочи жизни. На самом же деле, как экономист я понимаю, что если автобусы и метро будут ходить ещё чаще – особенно не в часы-пик и в нерабочие дни, то всё это дело станет совсем экономически необоснованным. Днём я не раз ехала в одна в пустом автобусе. В Одессе с таким успехом по этому маршруту не было бы вообще ни одного автобуса. А здесь есть. Да, не каждые десять минут, но 3 раза в час.

Это дворник. Но не человек с метлой, а работник такого себе уличного пылесоса
МЕТРО
В Украине я ненавидела метро. Жуткие воспоминания от Киевского метро. Во-первых, специфический запах, я бы сказала, вонь. Видимо, от того, что большая глубина, а нет вентиляции, недостаток кислорода. Во-вторых, да-да-да, всё те же злые, ожесточённые лица, эти маски скорби вокруг. Есть мнение, что в Киеве и в Москве метро красивое, а вот в Монреале – нет. В Москве я не была, а вот в киевском метро, сколько раз я там ни каталась, - бывать довелось часто – ну не помню я там ничего красивого! Кроме барельефа Ленина разве что. Но он такой себе, что называется, на любителя. Единственное, что помню, что каждый раз я выходила оттуда с больной головой, а после поездки куда-либо уставала очень сильно. Поэтому я очень боялась своего переезда в мегаполис, т.к. я не люблю метро. Однако оказалось, что монреальское метро вовсе не такое ужасное, каким мне представлялось. Здесь нет никакого запаха, и нет мрачных лиц. Каждая станция облицована весёленькой разноцветной плиточкой, кругом чисто и красиво. В часы-пик, конечно, метро есть метро, народу - толпа. Зато в это время поезда часто ходят. Что ещё нравится – здесь практически отсутствует реклама. Иногда есть баннеры в небольшом количестве, а также лайт-боксы с афишами каких-то мероприятий. Всё. В киевском же метро меня безмерно раздражали цветные наклейки с рекламой всего и вся: начиная запатентованными лекарствами от болезней  печени, почек, желудка и простаты – три/четыре в одном, заканчивая услугами приворота/снятия порчи от профессионального экстрасенса. Не читать было невозможно, т.к. все объявления мелькали прямо перед носом, иной раз и на потолке тоже, а когда читала – становилось дурно от обилия информации, и от содержания этого несуразного бреда. Не говорю уже о том, что я себя не представляю одной в киевском метро ночью. А в Монреале я теперь постоянно езжу поздним вечером, как в автобусе, так и в метро. Здесь безопасно. У меня нет никакого страха.

Экскурсионный автобус
В метро +100500 светящихся указателей плюс карты на каждом шагу. Ещё можно взять бесплатно маленькую распечатанную карту, которую всегда можно иметь под рукой в кармане, чтоб уж наверняка. С этой шпаргалкой я проездила первые две недели, а потом - выбросила за ненадобностью, т.к. уже выучила все три ветки метро, стала легко ориентироваться, куда идти и где пересаживаться. Некоторая  сложность была поначалу понять, что в каждом метро множество выходов, но об этом тоже имеются указатели: где какая улица и какие автобусы. Та же информация идёт бегущей строкой внутри вагона метро. Да-да, не реклама примочек от гайморита, а информация об автобусных маршрутах.

Пожарная машина
ДЁРНИ ЗА ВЕРЁВОЧКУ – ДВЕРЬ И ОТКРОЕТСЯ
Помимо метро, есть ещё автобусы. Они ходят по расписанию, которое на многих остановках и вывешено. Там же вывешена и карта города. Помимо всего прочего, в каждом автобусе имеется пачка листовок с картой маршрута. Также существует электронный вариант расписания, который можно загрузить себе в телефон. В тёплое время года, когда нет снежных заносов, – они ходят минута в минуту, это факт. Автобусные остановки расположены сразу же, у выхода из метро. Попыталась на секунду представить, как бы система была организована в Одессе. Наверно остановки были бы за километр от метро. Не там, где удобно пассажирам, но там, где было бы удобно просто поставить остановку – предпринимателям и госструктурам, что зачастую одно и то же.

Конец рабочего дня. Народ выстроился в очередь на автобусной остановке у входа в метро.
Как я уже упомянула, существуют, как я их называю, тупые автобусы – видимо, на не очень популярных маршрутах, которые ходят не очень часто, например, 1 раз в 20 минут. Однако, как мне показалось, большинство автобусов в густонаселённых районах ходят часто. Даже, если ушёл перед носом один, нет проблемы дождаться следующего. В часы-пик они вообще подходят один за другим, чтобы подобрать всех скопившихся на остановке пассажиров. Кроме того, иной раз возможны альтернативные варианты: до одного и того же места идут разные автобусы от разных станций метро. Один – тормозной, который ходит редко и петляет по всему району, другой – нормальный. Всегда есть выбор. Ещё хочу сказать, что Монреаль – очень большой по площади город, и здесь есть множество улиц, которые протянулись с одного края острова на другой. Поэтому не пытайтесь повторить мой трюк. Недавно я села в автобус в противоположную необходимой сторону, чтобы посмотреть, где другая конечная. Автобус шёл всего лишь по одной-единственной улице, однако поездка туда и обратно у меня заняла два часа. Так что, если в Монреале кто-то с кем-то живёт на одной улице – это вовсе не значит, что они соседи. J 

Подошли автобусы, и народ загружается, чтобы отправиться, наконец, по домам.
Автобус останавливается в двух случаях – если на остановке стоит потенциальный пассажир, или же, если кто-то внутри автобуса дёрнул за верёвочку или нажал на кнопочку и попросил остановку. Если желающих зайти/выйти нет – автобус едет дальше. Бывают районы, где автобусы редко останавливаются, а бывает, наоборот, на каждой остановке толпа людей. От этого тоже зависит скорость передвижения. На остановке никто никого не расталкивает, а все выстраиваются в очередь и спокойно заходят, будь то середина дня или час-пик.
Полицейские машины
ЦЕНА ПРОЕЗДА
                Проезд в общественном транспорте – дорогое удовольствие. Одна поездка – 3.25 канадских доллара. Это 1 буханка хлеба или 2 пачки макарон, к примеру. А если учесть, что зачастую и на автобус надо пересесть, чтоб куда-то доехать, то одно путешествие туда-обратно может обойтись в целых 13 долларов. А это уже целая бутылка вина! Правда, по одному билету можно проехать с пересадкой и на автобус. Но всё равно разовые поездки - не выгодны. Хорошо, что существуют различные варианты. Можно приобрести 10 поездок или проездной на неделю или месяц. Я пока что покупаю на 1 месяц с неограниченным числом поездок по цене 80 канадских долларов. Для студентов и пенсионеров, конечно, другая, льготная цена. На забудьте перед тем, как выйти из дома и ехать куда-то удостовериться в том, что у вас есть действительная карточка OPUS (по времени и/или количеству поездок) или 3 доллара 25 центов без сдачи. Здесь водитель - не кондуктор, финансовыми вопросами не ведает. Для оплаты существует терминал.
                   В целом же, в общественном транспорте в Монреале ездит в основном молодёжь, студенты и всякий разночинный бедный люд. Остальные люди перемещаются в собственных авто, т.к. автомобиль в Канаде - не роскошь, а всего лишь средство передвижения. 

АВТОСТАНЦИЯ
Не меньший страх я испытывала перед моей первой поездкой за пределы Монреаля. Помня, какой мрак представляет собой пригород Одессы. Автостанция в Лонгёе (это район Монреаля) организована по принципу маленького аэропорта. Есть четыре терминала A, B, C, D, в каждом из которых есть двери. Не надо мёрзнуть на морозе или жариться на солнце. Можно просто находиться внутри помещения, а автобус подъезжает по расписанию к двери. Расписание находится здесь же, у входа, а также мелькает бегущей строкой, а не где-нибудь на улице на табло, на котором человеку с плохим зрением ничего не видно и до которого нужно идти через весь вокзал.
Автостанция в Лонгёе
ВОДИТЕЛИ
Притча во языцех про здоровающихся водителей автобусов.  Да, это правда. Кроме того, нередко они ещё и «Мerci[1]» говорят вслед и «Bonne journée[2]. Если бы в Одессе мне водила сказал «Бонжур», то есть «Здрасьте», я бы подумала, что галлюцинирую наяву и надо показаться врачу J
Работать водилой здесь очень непыльно и престижно. Работа на государство считается хорошей и стабильной, с достойными условиями труда и оплатой. Очень много водителей – женщин. Правда, конечно, такими премудростями выполнения нескольких дел одновременно, как одесские маршрутчики, они не владеют. Помню, в Одессе такой гений-цезарь мог одновременно рулить, подкуривать сигарету, принимать деньги, сигналить коллеге, который едет навстречу. В районе Привоза у нас – такой себе адский перешеек, и в то же время – одна из главных артерий, соединяющих центр города и спальные районы. Напоминает что-то типа арабского базара, только с белыми людьми. Здесь вот цветами торгуют, здесь – трусы и шлёпанцы (зимой – шапки), здесь же припаркованы машины, почти на трамвайных путях, и в десяти сантиметрах от торговых рядов проезжает весь автотранспорт. Картина маслом. Каждый день на протяжение многих лет я там проездила, и каждый день удивлялась. Так и не смогла привыкнуть.

Школьный автобус
КОНТРАСТ
Систему общественного транспорта Одессы я бы оценила на твёрдую «двойку» по пятибалльной шкале. Вот сколько себя помню – все три десятка лет на улицах города одни и те же троллейбусы и трамваи. Быть может, некоторые из них даже старше меня. Лет пять назад начали постепенное обновление троллейбусно-трамвайного парка, однако так называемых новых (на самом деле они тоже б/у и старые) – не так много, и вся система держится по-прежнему на советских останках остатках. Однако с 2000-х произошла некая модернизация, если это можно так назвать, и город заполнили так называемые маршрутные такси (господи, ну и название же придумали!). Я считаю, что это ни что иное, как реинкарнированные газенвагены времён Второй Мировой. Разница лишь в том, что в тех - людей убивало сразу, а в этих - по чуть-чуть, но каждый день. И неспроста все они – немецкой марки «Мерседес». Это такие маленькие автобусы, конца 80-х – начала 90-х годов выпуска и, как правило, не предназначенные для пассажирских перевозок. Это наши умельцы вставили сиденья и прорезали в них окна, точнее, не окна, а стеклянные стены – открыть для вентиляции воздуха их, как правило, нельзя. Я думаю, в Германии и скот в таких вряд ли перевозили – разве что грузы какие-то. А в Украине – людьми забивают до предела. Не раз наблюдала, как людям становилось плохо. Что там – мне самой не раз становилось дурно, и я выходила сразу же, хотя выйти оттуда не менее тяжело, чем войти – дверь-то одна.

Детей в школу могут возить и на легковых машинах
Другое дело – автобус «Богдан». Вот транспорт так транспорт, как говорится, по нашим дорогам нужно ездить на наших машинах. Если на каком-то маршруте были новые «Богданы» - это вообще супер. Там целых две двери, и потолок выше. Но, как говорит мой дядя: «Почки, они же не намертво к позвоночнику пришиты. Если долго ехать на «Богдане» на задней площадке – они могут и отвалиться случайно. Это же не бог-дан, это какой-то дьяволо-дан……»
А эти волшебные слова: «Водитель, Малая Арнаутская, два, заднюю»…… «Передайте сдачу с десяти!», «Водитель, заднюю! Ну передавали же! Чё, оглох?»…….Даже не знаю, как я живу здесь, в Канаде, без этого всего? Собственно, в одесских маршрутках и не такое можно было услышать….И с утреца, чтоб кто-то кого-то матом не покрыл – так это, считай, и день начался зря. Вообще, водилы в Одессе – это такая отдельная каста, со своей собственной субкультурой и жаргоном…..
Под конец, не задолго до отъезда мне, живущей на главном перекрёстке микрорайона, вдруг стало не на чём добираться в центр. Оптимизация, мать вашу. Маршрут, на котором я проездила все двадцать лет, из них последние десять лет – на работу – упразднили. Причём это был один из старейших автобусных маршрутов Одессы, ещё с советских времён, с момента основания наших «Черёмушек». Маршрут объединили с другим, и обещали, что вместо этого количество автобусов увеличится, и всё будет хорошо. На самом же деле всё стало наоборот – автобусов стало вдвое меньше, и оставили на маршруте весь хлам, «богданы» куда-то забрали, и по факту интервал получился минут пятнадцать-двадцать. В час пик на моём перекрёстке уже нельзя было сесть даже на ступеньку, даже, если растолкаешь всех конкурентов. Мне пришлось пересесть в трамвай. Ситуация последние полтора года осложнилась ещё и тем, что на остановках значительно увеличилось количество людей, т.к. с ростом цен на бензин многие пересели из своих автомобилей на общественный транспорт. Это факт, и это сразу стало заметно по заполняемости. Последний год проезда на работу был и в самом деле ужасный. Хорошо, что до этого около четырёх лет мне везло, и я не ездила в часы-пик, т.к. рабочий день был с одиннадцати утра  до семи-восьми вечера……. А сотни тысяч людей так мучаются изо дня в день из года в год и всю жизнь……
Ну, может, и к лучшему, что мой автобус упразднили. Так как именно на этом маршруте из всех была такая фишка – причём именно на моей остановке, на которой всегда много людей выходило. На одном квадратном метре между водителем и дверью скапливалось около восьми человек. Работали воришки по двое, а, может, и по трое – именно они и создавали основную толпу, плюс недалёкие обыватели – куда же без них? В итоге каждый раз кто-то выходил из этой давки без кошелька или телефона. Я всегда это знала, т.к. просто догадывалась, что происходит. Лишь однажды я стала свидетельницей сцены, когда женщина подняла хай, но уже было поздно – деятелей и след простыл…..
А вы говорите – ностальгия…….. Есть такое свойство человеческой памяти – выбрасывать негатив, иначе невозможно будет жить дальше. Но есть немало событий и явлений в моей жизни, которые я бы очень хотела забыть, да, боюсь, что никогда не смогу: лишь опускаю веки, и всё как живое встаёт перед глазами, и как вспомню – так вздрогну…… У меня уже больше нет желания ехать в Украину в следующем году, как планировала. Я не хочу это всё видеть! Не хочу обратно в тот сюрреалистический мир, из которого с таким трудом вырвалась…… После жизни в Канаде не хочу и не могу больше видеть разруху и нищету в своей стране исхода. Понимаю, что для меня это будет как ушат ледяной воды после финской сауны….Настоящий культурный шок……
И ещё. Из плей-листа телефона уже удалён весь «Ленинград». Если к жизни на Родине последние два года очень подходил репертуар Шнурова, то при всём уважении к нему, в Канаде такое уже ну совсем не катит. Со всем остальным пока трудно расстаться…… такие вот перемены. Структурные сдвиги сознания…….



[1] Спасибо (фр.)
[2] Хорошего дня! (фр.)

9 комментариев:

  1. "А вот сейчас обидно было..." слышатся голоса киевлян и жителей Лонгёя.
    Первые - из-за "некрасивого метро".
    Вторые - из-за того, что они лишь "район Монреаля", а не полноценный самостоятельный город))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А за мрачные рожи - не обидно? )) Кажется, одесситам в этом тексте больше всех досталось......

      Удалить
    2. Я вам не скажу за всю Одессу, но как потомственный киевлянин с десятилетним стажем, должен признать, что "мрачные рожи" - да, есть, присутствуют. Бывало и я бывал из частью))

      Удалить
  2. Лен, когда ты пересаживаешься, тебе разве надо платить заново? Везде, конечно, разные системы, но в общем и целом, что в Ванкувере, что в Торонто, на одном билетике можно пересаживаться сколько угодно в рамках одной системы (в Торонто просто две системы — Go и TTC, а в Ванкувере — только Translink). Вот я смотрю, у вас, ведь тоже так (только рестрикшнс какие-то дурацкие):
    You may transfer between metro and bus lines и The ticket is valid for 120 minutes after it is validated — http://www.stm.info/en/info/fares/transit-fares/1-trip

    >> Из плей-листа телефона уже удалён весь «Ленинград».
    Горжусь тобой! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за уточнение, Арсений! Всё верно. Это я так, людей ценами пугаю ))))) В любом случае, разовые поездки - не выгодны. Я так только пару раз ездила. Впрочем, иной раз и "зайцем" можно: бывает, что у водителя не работает терминал. Хотя здесь орудуют контролёры. Однажды, в 11-ом часу вечера на конечной был сотрудник в форме, который попросил всех предъявить билеты на выходе из автобуса. Было неожиданно.

      Удалить
    2. А у нас Скайтрейн — нет гнетущего ощущения подземки https://www.youtube.com/watch?v=SAoLSY8p90M

      Кстати, самый быстрый способ добраться в аэропорт. Даже в 12 ночи, когда вообще нет пробок, на машине все равно чуть дольше.

      Удалить
  3. По поводу сравнения киевского и монреальского метро.
    Мы приехали из Киева в Монреаль на неделю позже чем Вы. Таким образом у нас было одинаковое время чтобы познакомиться с монреальским метрополитеном. Итого на мой взгляд:
    - киевское метро намного чище, перрон моется ежедневно несколько раз. По поводу запаха - в Киеве это больше запах земли.
    - монреальское менее шумное
    - в киевском дышытся гораздо легче - особенно летом, хорошая вентиляция. В Монреале при сильной жаре в метро еще жарче, просто обливаешься потом
    - огромный плюс киевского метро это единый перрон и поэтому так легко сесть в поезд, который идет в противоположном направлении. В Монреале нужно переходить тк перроны с разных сторон. ИМХО это очень неудобно.
    - киевское метро намного глубже - это да (в новых станциях это совсем не так). Но в монреальском на многих станциях очень длинные подземные переходы
    - Монреаль ооднозначно выигрывает по длине поезда (это пожалуй 8-10 вагонов), в то время как в Киеве это всего 5 вагонов
    - в Киеве очень много народу и толкучки. Большой минус
    - чтобы там не говорили, но с эстетической точки зрения монреальское метро это обычный бетон, местами довольно страшный
    - огромный плюс киевского метро - это мобильная связь (+ интернет) на всех станциях и часто даже между ними. В Монреале только на центральных станциях есть связь, да и то не всегда.
    - с точки зрения всяких табличек, указания направлений то Киеве на мой взгляд лучше организован показ перечня станций (где пересесть и т.п.). В Монреале при входе в метро нужно уже знать название конечной станции для того чтобы понимать куда ехать. Это не всегда удобно. В Киеве ты спускаясь по эскалатору уже можешь видеть перечень станций. В тоже время в монреальском метро гораздо лучше показана информация об автобусах при выходе из метро - все очень доступно и лаконично.
    - в Монреале в целом короткие расстояния между станциями, сам поезд едет быстрее чем Киеве. В то же время в Киеве поезда ходят чаще - утром каждые 1-1,5 минуты.

    Как то так. На самом деле я не идеализирую ни метро Киева, ни Монреаля. Везде есть свои преимущества и недостатки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такое подробное уточнение. Да, связи в Монреальском метро скорее нет, чем есть. Это правда. Как бы там ни было, у меня не болит голова от монреальского метро, и что самое главное - здесь нет унылых и мрачных лиц. В остальном же, конечно, в Монреале лучше перемещаться на собственном авто, т.к. то, что на общественном транспорте час и больше, на авто - 20 минут.

      Удалить
    2. Мы с Вами прекрасно знаем почему так много унылых и мрачных лиц в Украине. И это не только в метро, но и в маршрутках. И на улицах.
      Поэтому мы и здесь. В тихом и спокойном Монреале ;-)

      Удалить